ЛУГ И ЧЕЛОВЕК

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЛУГ И ЧЕЛОВЕК

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со значением луга в жизни человека, с мероприятиями по охране лугов, с многообразием представителей растительного и животного мира луга и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений работать с разными источниками информации, высказывать предположения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся со значением луга в жизни человека, мероприятиями по охране лугов; многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе “Луг”

Meтапредметные:

регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: цветные карандаши, макет Красной книги родного края, гербарий растений луга родного края

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что такое луг?

- Сравните два сообщества - луг и поле.

- Ухаживает ли человек за лугом?

Проводит тест:

1. Почему лес - “лёгкие планеты”?

а) Деревья дышат; б) деревья выделяют кислород; в) деревья выделяют вредные вещества.

2. Что значит использовать лес по-хозяйски?

а) Вырубать лес; б) истреблять животных; в) поддерживать равновесие в лесу.

3. Какое из правил поведения в лесу ошибочно?

а) Костёр разжигай в установленном месте; б) для костра ломай ветки деревьев; в) убирай мусор за собой; г) не рви без надобности цветы и траву.

4. Выбери животное, занесённое в Красную книгу:

а) Белка; б) волк; в) рысь; г) бурый медведь.

5. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья?

а) Бумагу; б) резину; в) пластмассу; г) древесину.

6. Для чего служат лесополосы?

а) Для защиты полей от ветра; б) для заготовки древесины; в) для красоты.

7. Растения, занесённые в Красную книгу, нужно:

а) пересаживать на клумбу; б) использовать для изготовления букетов; в) оберегать; г) срывать на память.

8. Насекомых, живущих в коре деревьев, необходимо:

а) уничтожать, как вредителей; б) не трогать, так как это пища для птиц; в) разводить, чтобы был корм для птиц

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Луг - это безлесый участок земли, на котором растут только травянистые травы.

- Луг и поле - это большие безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью.

- Похож и животный мир этих природных сообществ. Животные луга охотно поселяются и на полях, например, бабочки, кузнечики, пчелы, шмели, жуки, муравьи, мыши, кроты, хищные птицы — канюк, пустельга.

- Основное отличие луга от поля заключается в том, что поле - это природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений.

Выполняют тест. Выбирают правильный ответ.

Ключ:

1 - б.

2 - в.

3 - б.

4 - г.

5 - б, в.

6 - а.

7 - в.

8 – б.

Выделять существенную информацию из текста.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Чем поле отличается от луга?

- Чем богат луг?

- Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку).

- Многие луговые травы - прекрасные медоносы.

На лугах трудятся рои пчел с ближайших пасек. Среди луговых трав немало лекарственных (тысячелистник, пижма, ромашка лекарственная).

- Какое главное богатство луга?

Клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост - лучший корм для травоядных животных.

- Рассмотрите в учебнике рисунки луговых растений. Демонстрирует гербарные экземпляры растений луга.

- В качестве чего использует человек луга?

- Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений?

- Обычные сейчас для нас луга в большинстве своем - это плод человеческой деятельности. Целенаправленно луга создавали уже древние римляне. А вот особые сообщества “мусорных” растений возникли сами в новых, созданных человеком условиях. Свалки отходов существовали уже вблизи поселений первобытных людей.

Именно там, на богатых азотом и питательными веществами почвах, поселились крапива, пижма, полынь (чернобыльник), чертополох и другие растения, ставшие привычными спутниками человеческих жилищ.

- Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами?

-Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?

-Бабочка-махаон и луговой шмель стали редко встречаться на лугах и нуждаются в охране

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- На поле растут культурные растения, а на лугу - дикорастущие.

- На лугу много цветов, среди них есть и лекарственные: тысячелистник, ромашка, мята.

Отгадывают загадки.

- Главное богатство луга - кормовые травы.

Рассматривают рисунки, называют луговые травы, рассказывают, какие из этих растений встречаются в родном крае.

- Человек использует луга как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота.

- Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного.

- Нельзя рвать луговые цветы, собирая букеты цветущих трав, жечь на лугу прошлогоднюю траву. Необходимо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Проявлять активность во взаимодействии

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует работу в тетради (задание 38).

- Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные?

Организует коллективное составление памятки “Как вести себя на лугу” (задание 40).

- Какие еще экологические знаки нужно нарисовать?

- Выпас скота и ежегодные сенокосы нарушают естественное развитие луговых растений. Луга тоже нуждаются в заботе и охране человека, без этого богатый ценными травами луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой.

- Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

- Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краям луга, а не от краев луга к центру? -Какое посильное участие в защите и охране лугов могут принять школьники? Прочитайте в учебнике мнение Миши по этому вопросу.

- Многие, не только дети, но и взрослые, не понимают:

• почему на лугах нельзя рвать цветущие травянистые растения;

• почему надо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам, которые обитают на лугах и поддерживают жизнь в этом природном сообществе;

• почему нельзя жечь на лугу прошлогоднюю траву

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Тысячелистник, ромашка, мята - лекарственные травы. Мятлик, клевер, люцерна - кормовые.

Выполняют задание в тетради: составляют памятку “Как вести себя на лугу” и рисуют экологические знаки.

- Люди удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы, подсевают семена клевера и тимофеевки, оставляют нескошенной часть трав, чтобы они зацвели и дали семена, из которых появятся новые растения.

- Чтобы животные могли улететь или убежать к краям луга, скрыться.

Формулируютвывод: каждый член клуба должен вести разъяснительную работу.

- Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, корни многих растений, погибают в огне насекомые

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 79-82)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием







Ресурсный материал к уроку

Загадки

• Бело-розовый цветок,

И кружавчиком листок.

Поле, луг он украшает,

Хоть трава вся выгорает,

И в жару, и в холод

Он растет и молод. (Тысячелистник.)

• У реки, на лугу босиком на снегу.

Первые цветочки - желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)

• Скатерть кругла, как снег бела,

Зубцы вокруг, шита без рук,

А на скатерти той - каравай золотой:

Он и красит, он и лечит. (Ромашка аптечная.)

• Горел в траве росистой

Фонарик золотой.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]