Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЭКСКУРСИЯ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ»
Тип урока: применение знаний на практике |
||||||||||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения изученного о природном сообществе; развивать умение анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ |
||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные: познакомятся с многообразием растительного и животного мира родного края и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - исследовать явления и объекты окружающего мира, выявлять характерные особенности; коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка ' |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||||||
II. Подготовительный этап |
На этом этапе из числа мотивированных школьников помогает выбрать экскурсоводов, составить выступления и создать экспозиции экосистем. Экспозиции биоценозов создаются из рисунков, моделей, влажных препаратов, гербариев, а также электронных изображений обитателей экосистем. В зависимости от условий и времени имеющегося для проведения занятия желательно приглашение гостей из числа работников заповедника или краеведческого музея; победителей городских конкурсов и конференций по краеведению. Урок начинает со вступительного слова |
В классной комнате в разных местах размещаются три экспозиции природных сообществ. Следует напомнить, что все представленные обитатели сообществ должны быть связаны пищевыми взаимоотношениями. В экспозиции можно разместить 5-7 гербарных образцов типичных растений, рисунки и электронные изображения не более десяти животных, карту края, фотографии и репродукции картин края. Аналогично оформляются и другие экспозиции |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
|||||||
III. Сообщение темы урока. Заочная экскурсия |
Выдвигают проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует заочную экскурсию. - Грандиозны просторы нашего края. Многолика и контрастна природа нашего края: суровая тайга и пышные хвойно-широколиственные леса, пойменные луга с травами, выше человеческого роста, и дальневосточные болота-мари, морские просторы, широкие реки и мелкие водоемы. На территории края имеется большое разнообразие природных сообществ. Велики его сокровища, но не беспредельны. Уникальны такие прекрасные творения природы, как лотос Комарова, женьшень, кубышка японская, черепаха мягко-кожистая, махаон, жук-олень, тигр амурский. Здесь соединились представители северной и южной флоры и фауны: северянка ель, обвитая южанкой актинидией, тигр соседствует рядом с медведем, окунь и карась и т. д. Такое разнообразие служило одеждой, пищей, жилищем и источником культуры для аборигенов. Не утратила своего значения природа и в наши дни. Объясняет ход заочной экскурсии. Заранее делит класс на три группы и назначает руководителя. Маршрутный лист группы 1 (образец). - Уважаемые экскурсанты! Ваша группа посещает экспозиции биоценозов в следующем порядке: кедрово-широколиственный лес —> водоем —> темнохвойная тайга. Каждую экспозицию представляют два ученика - экскурсоводы - с заранее приготовленными текстами выступлений продолжительностью не более 5 минут. Этап обратной связи. Организует отчет групп (правильность заполнения группой тест-карты). План группового отчета (один из вариантов). - Укажите на карте края расположение кедрово-широколиственных лесов. - Назовите типичные растения, произрастающие в этом биоценозе. - Перечислите животных, обитающих в данном сообществе. - Составьте 2-3 пищевые цепи по схеме: продуцент - консумент - редуцент. - Расскажите о значении нескольких объектов биоценоза в природе и жизни человека. Тест-карта. Ответить на вопросы, используя предложенный перечень организмов: 1. Отметь крестиком (сверху) обитателей темнохвойной тайги. 2. Подчеркни обитателей кедрово-широколиственного леса. 3. Выбери правильную цепь питания, характерную для водоема (обведи кружочком): а) личинка стрекозы → прудовик → бактерии; б) рдест → прудовик → рыба сом → рыбный филин →бактерии; в) бактерии → ряска → мальки рыб → лягушка. 4. Отметь “О” (ноликом) редких животных нашего края. Зимородок, лось, полоз Шренка, тигр амурский, переливница, парусник Маака, перловица, выдра, панда, гольян, щитомордник, леопард, кожистая черепаха, утконос, мыши, кабан, гималайский медведь, квакша, кедровка, куница, толстолоб, соболь, ауха, дельфин, лемур, хариус, ель аянская, береза, дуб, кедровая сосна, черемуха обыкновенная, осина, липа, пихта, плауны, поползень, свиристель, лишайник уснея, лиственница, папоротники, дятел, заяц, рябчик, белка, клест, лиса, грушанка |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выступает делегат от группы. Руководитель группы следит по маршрутному листу с указанием последовательности посещения всех экспозиций, а также плана отчета группы. Схема изучения природных объектов |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату |
|||||||
Последова- тельность посещения экспозиций |
Первая группа |
Вторая группа |
Третья группа |
|||||||
1 |
кедрово-широко- лиственный лес |
водоем |
темно хвойная тайга |
|||||||
2 |
водоем |
темно-хвойная тайга |
кедрово- широко- лиственный лес |
|||||||
3 |
темно- хвойная тайга |
кедрово- широко лиственный лес |
водоем |
|||||||
После посещения группами трех экспозиций по приглашению учителя каждая группа имеет предназначенное место и приступает к заполнению тест-карты и подготовке к групповому отчету |
||||||||||
IV. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Подобрать пословицы про лес, поле, болото |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||||||
V. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - На этом этапе поощряются: лучшая группа по отчету, лучшие экскурсоводы, активные участники подготовки и проведения занятия. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |