Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
КАК ОБРАЗУЕТСЯ ПОЧВА
Тип урока: освоение нового материала |
|||||||||||||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “горные породы”, “цепи питания”, “процесс почвообразования” (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); способствовать формированию понятий: почва как единство живой и неживой природы; содействовать развитию универсальных учебных действий - работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя |
|||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Предметные: познакомятся с горными породами, процессом почвообразования, понятием “цепь питания”; научатся работать с учебными текстами, характеризовать объекты неживой природы |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||||||||||||
Образовательные ресурсы: карточки для графического диктанта |
|||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||||||||||||
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - По одной из гипотез, вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок - основу земли. Постепенно стали появляться растения на Земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю. Проводит графический диктант по главе “Тайны недр Земли”. Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов: “Правда ли, что...”: 1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? 2. Горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? 3. Гранит-осадочная горная порода? 4. Базальт - магматическая горная порода, а каменный уголь - осадочная горная порода? 5. В состав гранита входит три минерала? 6. Торф образовался из раковин морских животных? 7. Нефть, каменный уголь, природный газ - это горючие полезные ископаемые? 8. Мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? 9. Из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов - алюминий, медь? 10. Запасы полезных ископаемых на Земле безграничны? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют графический диктант. Если ученик согласен с высказыванием, то он ставит знак “+”, а если не согласен - знак “-”. Осуществляют взаимопроверку. Ключ: |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Прочитайте вслух “по цепочке” первые четыре абзаца нового параграфа. Ваша задача - выделить в тексте новые для себя сведения. - Вспомните прогулку в лес и на основании прежних наблюдений докажите, что почва - это единство живой и неживой природы. - В почве находятся песок, глина, камешки. Все это части неживой природы. Но в почве всегда присутствуют корни растений, бактерии, животные, а это относится к живой природе. Живые организмы прокладывают в почве ходы, куда проникают вода и воздух (компоненты неживой природы). Таким образом, в почве воедино связана живая и неживая природа. - Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому ходит и на котором произрастают деревья, травы, сельскохозяйственные культуры, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений. Людям уже давно стало известно о громадном “населении” почвы. В каждом ее грамме может содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Отмечают новые знания: 1. Почва - это самый верхний слой земли, на котором растут растения. 2. Основа образования почвы — горные породы Земли. Нет горных пород - нет почвы. 3. Образование почвы идет в результате разрушения горных пород (выветривания) под воздействием всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют почву. Нет воды и воздуха - не будет почвы, нет живых организмов - не будет почвы. 4. Образование почвы - процесс очень длительный. Еще один важный вывод: почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге |
||||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 33). - Назовите животных, которых можно увидеть в почве. Каких животных вы видели в природе? - Чем питаются животные почвы? Животные в почве питаются остатками живых организмов, корнями растений, другими животными. Например, личинки майских жуков грызут корни одуванчика, а личинок поедают кроты. - Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой такой цепи первое звено - всегда растения, поскольку только растения способны на свету производить питательные вещества из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей. Второе звено - растительноядные животные. Третье звено - хищные или всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, их останки становятся пищей бактерий, обитающих в почве. - Что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков? Есть ли связь между растениями и животными? - И растения, и животные связаны между собой цепями питания. Эта пищевая цепь показывает, кто кого ест. Организует работу в тетради № 2 (задания 11-13, с. 10-11) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах: рассматривают рисунок в учебнике. Один из школьников называет животных, которых можно увидеть в почве. А другой рассказывает, каких из этих животных он видел в природе. - Животные почвы питаются корнями растений, другими животными. - Если в лесу не будет одуванчиков, то кроты будут голодать, так как они любят личинки майских жуков, которые, в свою очередь, грызут корни одуванчиков. - Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость: корень одуванчика →личинка → крот. Вывод: и растения, и животные связаны между собой цепями питания. Эта пищевая цепь показывает, кто кого ест. Задание 13: рассматривают рисунок, обращают внимание на обитателей почвы - дождевых червей и глубину их проникновения в почву, пишут о пользе, которую приносят организмы почвы природе |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
||||||||||||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 31-34); в хрестоматии прочитать рассказы “Чудесный гастроном” и “Какую пользу приносит почве крот?” (с. 88-90) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимать, сохранять учебные задачи |
||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Как образуется почва? Какое участие в образовании почв принимают растения и животные? Есть ли связь между ними? - Чем питаются животные почвы? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - В образовании почвы участвуют растения и животные. Растения и животные связаны цепями питания, то есть между ними существует пищевая зависимость. -Животные почвы питаются растениями и животными. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности) |