Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ТАЙНЫ НЕДР ЗЕМЛИ»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
||||||||||||||||||||
Педагогические задачи: проверить умение определять свойства полезных ископаемых; повторить и обобщить знания обучающихся о полезных ископаемых |
||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||
Предметные: научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном |
||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит тест по теме “Полезные ископаемые”: 1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют: а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода. 2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? а) Ножницы, ложки, вилки; б) кирпич, бензин, известняк; в) нефть, глина, торф. 3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? а) Психологи; б) геологи; в) строители. 4. С помощью стрелок установи соответствие: |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют тест. Выбирают верный ответ. Ключ: 1 - а. 2 - в. 3 - б. 4 |
Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|||||||||||||||||
твёрдые |
каменный уголь |
твёрдые |
каменный уголь |
|||||||||||||||||
гранит |
гранит |
|||||||||||||||||||
нефть |
известняк |
|||||||||||||||||||
газообразные |
природный газ |
глина |
||||||||||||||||||
глина |
песок |
|||||||||||||||||||
железная руда |
железная руда |
|||||||||||||||||||
жидкие |
известняк |
алмаз |
||||||||||||||||||
песок |
газообразные |
природный газ |
||||||||||||||||||
алмаз |
жидкие |
нефть |
||||||||||||||||||
5. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) Оловянная и медная руды; б) каменный уголь, природный газ; в) глина, известняк. 6. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений? а) Глина; б) торф; в) гранит. 7. Жидкое горючее полезное ископаемое: а) природный газ; б) нефть; в) известняк. 8. С помощью стрелок установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых: |
5 - б. 6 - б. 7 - б. 8 |
|||||||||||||||||||
известняк |
стекло |
известняк |
мел |
|||||||||||||||||
торф |
мел |
торф |
удобрение |
|||||||||||||||||
кварцевый песок |
удобрение |
кварцевый песок |
стекло |
|||||||||||||||||
нефть |
керамика |
нефть |
бензин |
|||||||||||||||||
железная руда |
бензин |
железная руда |
сталь |
|||||||||||||||||
глина |
сталь |
глина |
керамика |
|||||||||||||||||
9. Зачем собирают металлолом? а) Чтобы сохранить запасы руды; б) чтобы очистить территорию от мусора. 10. Кто создал горные породы? а) Люди; б) природа; в) животные. 11. Какие бывают горные породы? а) Твердые, жидкие и газообразные; б) твердые и жидкие; в) твердые и газообразные. 12. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы? а) Песок; б) каменный уголь; в) базальт. 13. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? а) Песок, глина; б) гранит, торф; в) каменный уголь, поваренная соль. 14. Газообразное полезное ископаемое: а) природный газ; б) нефть; в) известняк |
9 - а. 10 - б. 11 - а. 12 - в. 13 - а. 14 - а |
|||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Викторина по разделу |
Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. Организует викторину по изученному разделу: - Какие горные магматические породы вы знаете? - Какие осадочные горные породы вы знаете? - Из чего состоит любая горная порода? - Какие три минерала содержатся в граните? - Из какого минерала сделан стержень карандаша? - Из чего сделан мел? - Какой минерал имеет самую высокую твердость? - Что такое полезные ископаемые? - В каком состоянии могут быть полезные ископаемые? - Назовите твердые полезные ископаемые. - Назовите жидкие полезные ископаемые. - Назовите газообразные полезные ископаемые. - Какие полезные ископаемые являются основным топливом для заводов, фабрик, жилых домов? - Что получают после переработки нефти? - Что используется в качестве топлива для атомных электростанций? - Что выплавляют из руд черных металлов? - Что выплавляют из руд цветных металлов? - Какие полезные ископаемые относятся к строительным? |
Формулируют тему урока, ставят учебные задачи. Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Горные магматические породы: гранит, базальт. - Осадочные горные породы: каменный уголь, торф, известняк, галька, глина, песок. - Любая горная порода состоит из минералов. - Кварц, полевой шпат и слюда. - Стержень карандаша сделан из графита. - Мел сделан из разновидности известняка. - Алмаз имеет самую высокую твердость. - Полезные ископаемые: горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд. - В твердом, жидком, газообразном состоянии. Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы. Нефть, минеральная вода. - Газообразные: природный газ. - Основное топливо для заводов, фабрик, жилых домов: каченный уголь, торф, природный газ. - После переработки нефти получают бензин, керосин, дизельное топливо. - В качестве топлива для атомных электростанций используется уран. - Из руд черных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. - Из руд цветных металлов выплавляют алюминий, медь, цинк, свинец. - К строительным относятся полезные ископаемые: песок, глина, мрамор, гранит |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость |
|||||||||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Проводит самостоятельную работу. - Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант - свойства нефти и глины. 1. Горючее. 2. Твердое. 3. Жидкость. 4. Тяжелее воды. 5. Черного цвета. 6. Желтого цвета. 7. Хрупкое. 8. Имеет запах. 9. Сыпучее. 10. Легче воды. 11. Газообразное. 12. Белого цвета. 13. Пластичное. 14. Плохо пропускает воду. 15. Коричневого или белого цвета |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают самостоятельно по вариантам, заполняют таблицу: |
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
|||||||||||||||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||||||||||||
Свойства |
Свойства |
|||||||||||||||||||
каменного угля |
песка |
нефти |
глины |
|||||||||||||||||
горючее |
желтого цвета |
горючее |
хрупкое |
|||||||||||||||||
твердое |
сыпучее |
жидкость |
коричневого или белого цвета |
|||||||||||||||||
черного цвета |
тяжелее воды |
черного цвета |
пластичное |
|||||||||||||||||
тяжелее воды |
имеет запах |
плохо пропускает воду |
||||||||||||||||||
легче воды |
||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Ответить на вопросы о горных породах, минералах, полезных ископаемых в рубрике “Готовимся к школьной олимпиаде!”. Свои ответы написать в клуб “Мы и окружающий мир” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
|||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |