Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о том, что горные породы - это природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; рассказать о видах горных пород, происхождении магматических и осадочных горных пород; способствовать формированию исследовательских умений, взаимодействия в сотрудничестве |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “горные породы”, “виды горных пород”; происхождением магматических и осадочных горных пород; получат представление о том, что горные породы - природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: быть наблюдательными: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном |
|||
Образовательные ресурсы: образцы горных пород: гранит, базальт, торф, каменный уголь, известняк; “Классный календарь погоды”; образцы полезных ископаемых из школьной коллекции: гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть; небольшие коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции; лупы |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемыеспособы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Дает оценку ответу, связанному с умением ученика вести наблюдения. - Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 6). Опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли |
Заполняют “Дневник наблюдений”. Дежурный рассказывает о погоде дня, называя температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность, наличие или отсутствие осадков. Данные о погоде дежурный до урока отмечает в “Классном календаре погоды”. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома |
Осуществлять актуализацию личного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - На столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки: 1) Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. 2) Черен, как ворон, а греет, как солнце. 3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? - Перед вами на столе разложена коллекция. Рассмотрите, есть ли среди них названные объекты. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки: 1) мел; 2) уголь; 3) соль. Рассматривают коллекцию: гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Все компоненты (составные части) погоды, как правило, связаны с воздушной оболочкой Земли - атмосферой. Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы? - Прочитайте первый абзац параграфа “Горные породы”, найдите ответ на поставленный вопрос. Выделите те сведения, которые до этого вам были неизвестны. - Обратите внимание на рисунок в учебнике. Устно опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. Демонстрирует образцы горных пород: гранит, известняк, базальт, каменный уголь, нефть, рассказывает о “рождении” тех горных пород, происхождение которых связано с вулканами (см. ресурсный материал к уроку). Проводит динамическую минутку. - Подойдите к первым партам. Там в небольших деревянных ящичках лежат образцы горных пород. Вам необходимо отобрать на каждый ученический стол в специальные небольшие коробочки коллекцию горных пород: гранит, базальт, каменный уголь, торф, известняк. - Такие горные породы, как каменный уголь, торф, известняк, в отличие от магматических горных пород образуются по-другому. Рассмотрите кусочки каменного угля и послушайте рассказ об удивительной истории возникновения этой горной породы. Тысячи веков назад в заболоченных джунглях росли гигантские папоротники. В ветвях могучих деревьев вили гнезда доисторические птицы, а у подножия бродили динозавры. Отпечатки этих растений и животных ученые до сих пор находят в пластах каменного угля. - Как же древние растения превратились в каменный уголь? Узнать об этом вы сможете, прочитав текст учебника (ч. 2, с. 8) и рассмотрев рисунок в хрестоматии (с. 81). - Почему уголь называют осадочной горной породой? - Какие доказательства растительного происхождения каменного угля можно привести? - Прочитайте продолжение текста в учебнике, и вы познакомитесь с тайнами происхождения известняка и торфа. - Рассмотрите образцы этих горных пород с помощью ручных луп. Обратите внимание на то, что прапрародители известняка - мельчайшие морские существа - имели известковые скелеты, панцири, были защищены ракушками. Умирая, они оставляли на дне морей огромные белые пласты, которые за миллионы лет превратились в известняк. Торф состоит из остатков полусгнивших растений. Образуется торф на болотах, из торфяного мха сфагнума и других болотных растений. Отмершие растения скапливаются на болотах. Из-за обилия воды в почве болот мало воздуха. Отмирая, растения полностью не сгнивают. Из их остатков и образуется торф. Толщина торфа на болотах достигает одного- двух, а иногда и 10-11 м. Образование торфа происходит и в наше время. За 10 лет толщина торфа увеличивается на 5-30 мм. Почему каменный уголь, известняк и торф называют осадочными горными породами? |
Находят в тексте информацию, отвечают на вопросы. - Верхняя граница атмосферы точно не определена. Высоко над Землей атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, то есть поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород, большинство из которых твердые. - На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней. - Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь - это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоемов, вся твердая часть Земли до глубины 30-40 км и более. Большинство горных пород твердые, но есть жидкие горные породы (нефть, ртуть) и газообразные (природный горючий газ). - Эти горные породы образовались на дне водоемов, куда оседали погибшие животные и растения. Огромные массы воды давили на останки живых организмов, как тяжелый пресс, и постепенно на дне водоемов они превращались в сплошные пласты осадочных горных пород |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Удивительной красоты природа нашей планеты. Все живое на Земле существует благодаря свету и теплу, приходящим к нам с солнечными лучами. Но оказывается, существует еще и внутреннее тепло Земли, которое образуется в ее недрах. Это тепло и есть тот могучий преобразователь земной поверхности, который “распоряжается” морями и горами, землетрясениями и вулканами. - Что находится в земле? - Что лежит сверху? - Какая поверхность нашей Земли? - Из чего она состоит? - Что такое магма? - Пока магма залегает на недоступных глубинах, в ней находятся в расплавленном состоянии такие широко распространенные вещества, как кремний, железо, кальций, магний и другие. Можно сказать, что в раскаленной магме находятся почти все элементы, из которых впоследствии образуются разнообразные магматические горные породы. - Магма очень медленно остывает в течение тысяч или даже миллионов лет. В составе магмы есть водяной пар и другие газы. Водяной пар и газы легкие, они поднимаются вверх по трещинам в земной коре, увлекая за собой магму. В трещинах она быстрее остывает, и по мере ее остывания вещества в магме затвердевают и кристаллизуются. Самой распространенной глубинной магматической породой является гранит. Он состоит из трех минералов - кварца, полевого шпата и слюды. Гранит очень прочный, стойкий к разрушению, хорошо полируется. Благодаря этим свойствам его используют в строительстве и скульптуре. При извержении вулканов магма поднимается на поверхность Земли и изливается в виде лавы. Лава быстро остывает, превращаясь в плотные, твердые горные породы либо в стекловидную массу. Если расплав магмы содержит воду, то при достижении земной поверхности вода превращается в пар, раздувающий еще не остывший расплав, и в нем образуется множество пор. Такая застывшая порода называется пемзой. Дома, в ванной комнате, у многих наверняка есть кусочек застывшей лавы. - Нередко можно увидеть породу черного или темно-серого цвета. Это базальт. Базальт залегает мощным покровом на материках, на дне океанов. Он используется в строительстве. Большая часть земной поверхности покрыта слоем самых различных осадочных пород: каменный уголь, торф, известняк. Как они образовались? - Как образовался каменный уголь? - Как образовался известняк? Организует коллективную работу в тетради № 2 (задание 1, с. 2) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - В земле находится песок, глина, мел и др. - Сверху лежит почва, на которой растут растения. - Поверхность нашей Земли твердая. - Поверхность Земли состоит из песка, глины, камней, гранита, мрамора и многих других природных тел. - Магма - это расплав огромного количества различных веществ. - Все эти природные тела назвали горными породами. Образование горных пород происходит по-разному. Из расплавов, извергающихся на поверхность из кратеров вулканов или застывших на некоторой глубине, не дошедших до поверхности, возникают магматические породы. Заранее подготовленные ученики рассказывают: - Торф образуется из полуразложившихся остатков болотных и древесных растений. При слабой степени разложения видны части растений: кусочки древесины, веточки, корешки. В сильно разложившемся торфе растительные остатки не видны. Высушенный торф очень хорошо горит. - Более 300 млн лет назад на Земле появились первые леса, высота деревьев составляла 30-40 метров. В густых лесных зарослях вода застаивалась, возникали лесные озера, постепенно они зарастали и превращались в болота. Стволы деревьев падали в воду. В воде они не могли перегнивать так, как перегнивали бы на открытом воздухе. Упавшие в воду части растений медленно и постепенно, без доступа воздуха, превращались в торф. Болота постепенно зарастали, поднимались новые леса, которые опять заболачивались. Под тяжестью залегающих на нем толщ горных пород торф постоянно твердел, становился все более и более плотным и превращался в каменный уголь. Из слоя торфа толщиной 10 м образовался в 10 раз меньший слой каменного угля. Так продолжалось миллионы лет. В результате в разных районах Земли появились огромные толщи каменного угля. - Около 300 млн лет назад на Земле были не только заболоченные леса, но и огромные теплые моря. В них обитали моллюски, кораллы. Падающие на дно мелкие частицы ила смешивались с бесчисленными обломками раковин. Под давлением морской воды и слоев горных пород осадки постепенно твердели, кристаллизировались и превращались в известняк. Выделяют две группы горных пород: магматические (вулканические) и осадочные |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 5-8), рассказ из хрестоматии “Откуда взялся уголь?” (с. 81) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Из чего состоит поверхность Земли? - На какие группы делятся горные породы? - Как образуются магматические горные породы? - Назовите магматические горные породы. - Как образуются осадочные породы? - Какие осадочные породы вы знаете? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Поверхность Земли состоит из особых горных пород. - Горные породы делятся на две группы: магматические и осадочные. - Вырвавшийся на поверхность из недр Земли поток магмы, остывая, приводит к образованию горных магматических пород. - Горные породы: гранит, базальт, обсидиан. - Осадочные породы образуются накапливанием живых организмов или растений много миллионов лет. - Осадочные породы: каменный уголь, торф, известняк |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
||
Ресурсный материал к уроку
Вулканы
Благодаря таким информационным средствам, как телевизор, мы не раз могли видеть извержения вулканов. На Земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара. Действующие вулканы служат как бы окнами в глубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываетсяглубинное расплавленное вещество Земли - магма. Магма, излившаяся на поверхность земли, называется лавой. Есть вулканы потухшие. Но бывает, что потухший вулкан просыпается, начинается извержение. Если из слова “магма” вычеркнуть букву “г”, то получится слово “мама”. Магма - действительно “мама” многих магматических горных пород. Их еще называют вулканическими. Примером вулканических (магматических) горных пород являются гранит и базальт.