ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА». КОНКУРС «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА». КОНКУРС «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: повторить и закрепить знания обучающихся о воде и воздухе, их свойствах, значении в природе и жизни человека; показать практическое применение полученных знаний; способствовать развитию коммуникативных качеств личности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные: научатся рассказывать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека

Meтапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы: карточки с вопросами к раундам для ведущего, таблицы с указанием темы вопросов и количества баллов для Синего и Красного раундов, таблица для фиксации результатов ответов команд, магнитофон с аудиозаписями для динамической минутки в виде номеров художественной самодеятельности, часы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Прочитайте ребусы:

- Назовите свойства воздуха.

- Назовите свойства воды.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают ребусы.

Ответы: воздух; вода

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

III. Сообщение темы урока.

Обобщение и систематизация знаний

Организует формулирование темы урока обучающимися.

Предлагает проверить знания по теме “Движение воздуха”.

- Обратите внимание на задания конкурса “Хорошо ли ты знаешь окружающий мир”, помещенные в конце учебника. Тот, кто правильно ответит на эти вопросы, сможет сделать двадцать следующих шагов по ступенькам “Пирамиды знаний”

Формулируют тему урока, ставят учебные задачи.

Выполняют задания конкурса


IV. Самостоятельная работа по карточкам

Организует самостоятельную работу по карточкам.

Карточка 1. Вопросы по теме “Три состояния воды”.

- Почему лед во время ледохода плывет по поверхности воды, а не тонет в ней?

- Может ли быть температура льда и снега выше 0 °С.

- Можно ли вскипятить снег?

- Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0 °С, вода в газообразном состоянии?

- Почему плывущие в теплых водах океанов ледяные горы-айсберги обычно бывают окутаны плотным туманом?

Карточка 2. Вопросы по теме “Свойства воды”.

- Почему воду хранят в ведрах, банках, бочках?

- Почему бутылка с водой на морозе лопается?

- В местах, где на глубине залегает каменная соль, иногда случаются провалы, в результате которых образуются пустоты, пещеры. Почему это происходит?

- Вода - хороший растворитель. Почему же речная вода бывает мутной?

- В стакан с водой всыпали чайную ложку сахара и чайную ложку лимонной кислоты. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества?

Карточка 3. Вопросы по теме “Круговорот воды в природе”.

- На каком свойстве воздуха основан принцип действия тормозов у автомобилей?

- Куда попадает вода, упавшая на Землю в виде осадков?

- День и ночь вода из ручьев течет в реки, а реки несут ее в моря. Почему моря не переполняются водой?

- Какую роль в круговороте воды играют зеленые растения?

- Почему туман при нагревании земной поверхности исчезает, а облака нет?

Карточка 4. Вопросы по теме “Осадки”.

- В каком виде выпадают осадки в местах, где температура воздуха не поднимается выше 0 °С?

- Справедливо ли утверждение: туман - скопление в воздухе водяного пара?

- Почему при сильном морозе над незамерзающими местами реки клубится туман?

- С какой стороны будут замерзать хорошо заклеенные оконные стекла: с внутренней или наружной? Почему?

- Если в морозное время открыть двери из теплого помещения в холодный коридор, образуется туман в комнате у порога и в коридоре у верхнего косяка входной двери. Почему?

Карточка 5. Вопросы по теме “Охрана воды”.

- Почему необходимо бережно использовать пресную воду?

- Почему способ получения пресной воды из морской не получил широкого применения?

- Возможно ли такое: воды одного океана сильно загрязнены, а другой океан остается чистым?

- Что надо делать, чтобы вода в реках была чистой?

- На берегу реки в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить все это в реку. Другие - оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?

Карточка 6. Вопросы по теме “Свойства воздуха”.

- Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса?

- Чтобы суп или каша медленнее остывали, в старину их укутывали шубой. Лед или мороженое, чтобы они быстро не таяли, тоже закутывали в шубы. Мы же шубы надеваем, чтобы не замерзнуть зимой. Как это объяснить?

- Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги?

- Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается?

Карточка 7. Вопросы по теме “Воздух — смесь газов”.

- Газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение.

- Что, кроме газов, входит в состав воздуха?

- Почему углекислый газ используют в огнетушителях?

- Как изменяется в комнате состав воздуха при горении газовой плиты?

- Сколько литров кислорода содержится в 10-литровом ведре, заполненном воздухом?

Карточка 8. Вопросы по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе”.

- Какого океана нет на глобусе и карте?

- Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету?

- С ним не встретятся космонавты в космосе.

- От чего защищает атмосфера нашу Землю?

- Без него нельзя обойтись при производстве мороженого.

Карточка 9. Вопросы по теме “Движение воздуха”.

- Как называется прибор, который определяет направление движения ветра?

- Как называется ветер, который дует на северо-запад?

- Как человек использует силу ветра?

- Вам необходимо построить животноводческую ферму на краю села. Где вы ее построите, если в вашей местности преобладают северо-западные ветры?

- Во время расследования один из подозреваемых утверждал, что во время преступления днем он гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды свою шляпу, унесенную легким ветром, которую отгоняло все дальше от берега. Почему этот рассказ заставил усомниться следователя в правдивости слов подозреваемого?

Карточка 10. Вопросы по теме “Температура воздуха”.

- Один из парашютистов прыгнул с высоты 1000 м, а другой - 5000 м. Какой из них ощутил более низкую температуру воздуха и почему?

- Почему альпинисты берут с собой в горы теплую одежду и баллоны с кислородом?

- Где теплее в полдень: на ровном месте у подножия холма или на склоне холма?

- В жаркий день термометр на берегу моря показывал +33 °С. Группа пассажиров села на теплоход, и он отчалил от берега. Чем дальше теплоход отдалялся от берега, тем становилось прохладнее, хотя солнце грело по-прежнему. Термометр на палубе теплохода показывал + 29 °С. Почему снизилась температура воздуха по мере удаления теплохода от берега?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения.

- Лед легче воды.

- Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние.

- Нет, так как снег - это вода в твердом состоянии, а кипит вода только в жидком состоянии.

-Да, снег и лед испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние.

- В воздухе постоянно имеется водяной пар. Водяной пар более теплого воздуха сгущается над холодной поверхностью айсбергов и превращается в скопление мельчайших капелек - туман.

- Вода, как и все жидкости, не имеет своей формы и принимает форму сосуда, в который налита.

- При замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку.

- Вода проникает в глубь земли, растворяет каменную соль и уносит ее частицы.

- Вода из глубин земли вымывает не только растворимые, но и нерастворимые вещества, они и делают ее поток мутным.

- Нет, и сахар, и лимонная кислота растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр.

- На способности воздуха сжиматься и быть упругим.

- Часть воды попадает в моря, океаны, другие водоемы, часть уходит в почву, часть поглощается растениями.

- Потому что вода постоянно испаряется с поверхности водоемов в воздух.

- Они поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу.

- Когда земная поверхность нагревается, от нее нагревается воздух. Туман образуется близко к поверхности Земли. Около земной поверхности воздух нагревается быстрее - мельчайшие капельки воды (туман) испаряются. Высоко над землей температура воздуха понижается. Водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака.

- В твердом виде - снег, иней, изморозь.

- Нет, туман - это скопление в воздухе мельчайших капелек воды, в которые превратился водяной пар в холодном воздухе.

- Вода над незамерзающими местами реки испаряется в воздух, он насыщается водяным паром. В холодном воздухе при сильном морозе водяной пар превращается в туман.

- С внутренней. Влажный теплый воздух комнаты при соприкосновении с холодным оконным стеклом охлаждается. Водяные пары превращаются в капельки воды, а затем замерзают.

- Теплый воздух комнаты, содержащий много водяного пара, соприкасается с холодным воздухом, поступающим из коридора. Водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды. Так как холодный воздух тяжелый, он движется из коридора в комнату у порога, а теплый воздух выходит в холодный коридор вверху у косяка двери.

И в этих местах образуется туман.

- Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растет.

- Он очень дорогостоящий.

- Нет, потому что все океаны Земли сообщаются между собой и объединяются в единый Мировой океан.

- Сточные воды от заводов, ферм пропустить через

очистные сооружения; строить предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.

- Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в специальные мусорные ящики. Оставлять на берегу реки все это нельзя, чтобы не загрязнять водоем.

- Воздух сжимается, сжатый воздух упругий.

- Между ворсинками шубы имеется много воздуха. Воздух плохо проводит тепло.

-Холодный воздух более тяжелый, поэтому он находится у пола.

- Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. При нагревании движение частиц усиливается, расстояния между ними увеличиваются и воздух расширяется. А при охлаждении наоборот.

- Кислород.

- Примеси.

- Этот газ не поддерживает горения.

- Количество кислорода уменьшается, а количество углекислого газа увеличивается.

- Около 2.7, так как кислород в воздухе занимает пятую часть.

- Воздушный океан.

-Атмосфера.

- С воздухом.

- От сильной жары и холода, от метеоритных дождей.

- Лед.

- Флюгер.

- Юго-восточный ветер.

- Строит ветряные мельницы, ветряные электростанции; ставит на лодках паруса, и попутный ветер помогает плавать в море.

- На юго-восточной окраине села, чтобы ветер уносил запахи с фермы.

- Ветер днем дует не в сторону моря, а в сторону суши.

- Второй; чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее.

- Высоко в горах поверхность Земли остывает быстрее, поэтому воздух там холодный. Воздух в горах разрежённый, людям трудно дышать.

- На ровном месте в полдень теплее. Чем круче падают солнечные лучи, тем лучше нагревают поверхность Земли, а значит, лучше нагревается воздух над ней.

- Днем суша нагревается больше, чем вода. Поэтому воздух, нагретый от суши и от воды, будет теплее над сушей и прохладнее над водой

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Выполнить задание 49 в тетради и составить списки дополнительной литературы по темам “Вода” и “Воздух”. Ответить на вопросы в учебнике (с. 123-124)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать,сохранятьучебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Оцените свои достижения на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня на уроке мы...

Оцениватьрезультатыдеятельности






Для любых предложений по сайту: [email protected]