Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ВЕТЕР
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: объяснить причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; расширять знания о разрушительной работе ветра в природе и жизни; создать условия для знакомства с приборами “флюгер” и “анемометр”; способствовать формированию умений учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательной и разрушительной работой ветра в природе и жизни человека; приборами “флюгер” и “анемометр”; понятиями “ураган”, “шторм”; научатся пользоваться флюгером и анемометром, сравнивать свойства наблюдаемых объектов |
Метапредметные: регулятивные — осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); коммуникативные - осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||
Образовательные ресурсы: свечи на подставке, спички, флюгер, анемометр, карточки-задания |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемыеспособы деятельности обучающегося |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Прочитайте и отгадайте загадки. - Какие стихотворения о ветре вы знаете? - Вспомните строчки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина: ... Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Ты гуляешь на просторе... - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. Сообщает вопросы, на которые обучающиеся будут искать ответы. Эти вопросы в виде плана до урока записаны на доске: 1. Что такое ветер? 2. Куда дует ветер? 3. Есть ли от ветра польза? 4. Приносит ли ветер вред? 5. Как люди определяют направление и силу ветра? |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Предлагают одноклассникам отгадать загадки по карточкам: • Без рук, без ног, по полю рыщет, Поет да свищет, деревья ломает, К земле траву приклоняет. (Ветер.) • Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.) • Фырчит, рычит, ветки ломает, Пыль поднимает, тебя с ног сбивает, Слышишь его, да не видишь его. (Ветер.) Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста загадки. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Вы знаете, что Землю окружает воздух. Он постоянно перемещается над поверхностью Земли из одной области земного шара в другую. Это происходит потому, что поверхность земного шара нагревается солнечными лучами неравномерно. Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный воздух опускается вниз. В этом можно убедиться, подержав руку, например, над зажженной свечой. Рука почувствует струю поднимающегося теплого воздуха. Подумайте, почему дым из трубы поднимается вверх? - Движение воздуха над поверхностью Земли называют ветром. Движение воздуха можно обнаружить, если открыть дверь из теплой комнаты в холодный коридор. Мы почувствуем, как из холодного коридора дует ветер, то есть движется воздух, в теплую комнату. Опыты. - Приоткроем дверь и поставим зажженную свечу на порог класса. Что происходит со свечой? - Поднимите свечу вверх. Что происходит со свечой? - Это выходит из комнаты верхом легкий, теплый воздух. - В каком месте ветер может меняться два раза в сутки? - Рассмотрите рисунки (с. 117). Объясните, что происходит с воздухом над морем. - А есть ветер, направление которого не меняется, и сам он остается постоянным - дует себе и дует, не затихая. В каком месте нашей Земли такое может происходить? - Но есть и непостоянные ветры. В Индийском океане вдоль южного берега Евразии ветер полгода дует в одном направлении, а другие полгода - в другом. Эти ветры называют муссонами, что в переводе с арабского означает “сезон”. Зимой - с холодного материка на теплый океан, а летом, когда теплее суша, - с океана на материк. - Какой может быть ветер? - Ветер различают по направлению, скорости, силе. - Как определить название ветра? Если ветер дует с юга, его называют южным, с северо-востока - северо- восточным и т. д. - Скорость движения ветра определяют в метрах в секунду. По силе ветер бывает слабый, умеренный, сильный. Если ветер очень сильный, то это буря, шторм, ураган. Силу ветра определяют баллами - условными цифрами от 1 до 12. Ветер, отмеченный баллом 12, - это ураган. Ветер, который чуть-чуть шевелит листья на деревьях, называют тихим. Его сила равна 1 баллу. Ветры дуют везде: в одних районах - чаще и сильнее, в других - реже и слабее. Ученые наблюдают за ветром и каждый день сообщают о его силе, скорости и направлении. Самый простой прибор для определения направления ветра - флюгер. Это фигурка, которая свободно поворачивается по ветру. - Рассмотрите рисунок (с. 118). - Какой дует ветер, если флюгер повернется в южную сторону? - Какой будет северный ветер? - Какой будет южный ветер? - Для определения силы ветра используют вертушку - анемометр. Чем сильнее ветер, тем быстрее она крутится |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Дым подхватывает теплый воздух, образующийся в печке при горении дров. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Пламя наклоняется в сторону класса. Значит, холодный воздух, как более тяжелый, идет из коридора низом. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх и освобождает место, которое немедленно занимает холодный воздух, проникающий в класс из коридора. - Пламя отклоняется в сторону коридора. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и уходит в коридор, занимая место, которое ему освободил холодный воздух, врывающийся в класс из коридора. Если поместить горящую свечу в средней части двери, ее пламя не отклонится ни в сторону коридора, ни в сторону класса. В средней части приоткрытой двери движение воздуха в класс и коридор отсутствует. - На берегу моря ветер может меняться два раза в сутки. - В течение дня суша нагревается, а от нее нагревается воздух, который становится легким и поднимается вверх, холодный же ветер с моря занимает его место. Воздух начинает двигаться от моря в сторону суши. Возникает дневной ветер. Ночью земля остывает (вода же остается теплой) и поднимает вверх воздух, находящийся над водой, то есть ветер уже дует с берега, занимая место теплого воздуха. Возникает ночной ветер - с суши в сторону моря. Такой меняющийся два раза в сутки ветер называют “бриз”. - На экваторе всегда тепло, в любое время года. Здесь ветер постоянно, без перерыва, дует с востока на запад, а к югу от экватора, наоборот, с запада на восток. - Ветер может быть теплый, холодный, легкий, сильный. - Название ветру дают по той стороне горизонта, откуда он дует. - Северный ветер. - Холодный, так как на севере находится Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, и там воздух холодный. - Теплый ветер |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельнаяработа |
Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. Организует самостоятельную работу в тетради (задание 55). - Рассмотрим рисунки. Покажите, как происходит движение теплого воздуха в поселке Мирном. - Какую роль играет ветер в жизни людей? - Еще в древности человек научился строить лодки и корабли. Они двигались очень медленно - при помощи весел. Грести веслами было тяжело. Потом люди научились пользоваться ветром. На корабли стали ставить мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабли вперед. - От дыхания людей, от пыли, дыма воздух портится. Если бы не ветер, в больших городах накопилось бы много дурного воздуха. Но ветер постоянно уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый - воздух лесов и полей. - Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей Земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озера. - Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче, в холодных же странах - еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее. Организует дискуссию “Ветер нам друг или недруг?”. - Уточнить и дополнить ответы помогут рассказы в хрестоматии “Какая от ветра польза?” и “Какие злые ветры летают над землей?” |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Задание 55: рассматривают рисунки. Показывают красными стрелками движение теплого воздуха, а синими - движение холодного воздуха, дописывают предложения: “Ветер на берегу водоема ночью дует с берега на водоем, а днем с водоема на берег”. Выделяют следующие моменты: 1) Ветер - это движение воздуха вдоль земной поверхности. 2) Разные участки земной поверхности нагреваются неодинаково, потому над одними участками воздух более теплый, над другими - холодный. 3) Теплый воздух поднимается вверх, а на освободившееся место поступает более холодный воздух с соседних участков - так возникает ветер. 4) Ночью суша быстро охлаждается, а вода держит тепло. Воздух над водой теплее, он поднимается вверх, а на его место приходит холодный воздух с суши. Поэтому ветер ночью дует с суши на море. Днем, наоборот, суша теплее, чем вода. Ветер дует с водоема на сушу |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 115-119), рассказы в хрестоматии “Почему дует ветер?”, “Откуда дует ветер?” (с. 69-75) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебныезадачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Отчего бывает ветер? Как убедиться, что теплый воздух легче холодного? Как называется очень сильный ветер? Какие бедствия причиняет ураган? - Почему появление ветра предвещает смену погоды? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня я узнал... - Я научился... - Было интересно... - У меня получилось ... - Было трудно... - Я смог... - Я выполнял задания... - Я попробую... - Я понял, что... - Меня удивило... - Теперь я могу... - Урок дал мне для жизни... - Я почувствовал, что... - Мне захотелось... - Я приобрел... |
Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием |