Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: дать представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху; способствовать формированию умений измерения температуры воздуха с помощью термометра; содействовать развитию исследовательских умений |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с причинами неравномерного нагрева земной поверхности; получат представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху; научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения |
|||
Образовательные ресурсы: плакат “Строение атмосферы”; линейки, комнатные термометры, уличный термометр, классный календарь погоды |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемыеспособы деятельности обучающегося |
||
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Без него плачемся, А как появится - от него прячемся. (Солнце.) • Летом греет, зимой холодит. (Солнце.) - Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? - Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. - На Земле станет темно и холодно. - Солнце дает тепло и свет |
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Рассмотрите рисунок “Строение атмосферы” на доске. Рассказывает о составе атмосферы (см. ресурсный материал к уроку). - Какие свойства воздуха вы знаете? - Прочитайте текст учебника. Что происходит с воздухом при нагревании? - Воздух прозрачен, и он пропускает солнечные лучи, которые нагревают Землю. - Можно ли сказать, что чем дальше от поверхности Земли, тем воздух теплее? Прочитайте два абзаца параграфа “Температура воздуха”. - Что делает тепло, исходящее от нагретой поверхности? - Чем ближе к земной поверхности, тем воздух теплее. - В жаркий летний день у реки какой песок и какая вода? - Что произойдет вечером? - Почему так произошло, ведь вода и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла? - В равных ли количествах Земля получает тепло? - Зависит ли температура воздуха от высоты Солнца? - В какое время суток это происходит? - Зависит ли температура воздуха от продолжительности дня? - Как нагревается воздух зимой? - Когда в летние дни воздух теплее - ранним утром или днем? Почему? - Изменение температуры воздуха в течение суток зависит от высоты Солнца над горизонтом. Чем выше Солнце над горизонтом, тем круче падают лучи и тем лучше они греют земную поверхность. А та, в свою очередь, - воздух. Именно поэтому на закате и восходе Солнце греет не так сильно, как в полдень, когда оно высоко над горизонтом. - Обратите внимание на то, что зимой Солнце в полдень поднимается над горизонтом ниже, чем в остальные времена года. На температуру воздуха влияет и продолжительность дня. Чем длиннее световой день, тем больше солнечного тепла попадает на земную поверхность, а значит, она больше нагревается и соответственно нагревает воздух |
Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Рассматривают рисунок, слушают рассказ учителя. - Воздух без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемый, упругий, проводит звук, удерживает тепло, имеет вес. - Нагретый воздух расширяется, становится легче и устремляется вверх. - Нагревает воздух. - Песок очень горячий, а вода - прохладная. - Песок будет прохладный, а вода теплая и приятная. - Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают. - Земля получает тепло в разных количествах. Обучающиеся делают “открытие”. Казалось бы, что высоко над поверхностью Земли воздух должен быть очень теплым, ведь сверху его нагревают солнечные лучи, и снизу от земной поверхности поднимается поток теплого воздуха. Но на самом деле, чем дальше от поверхности Земли, тем воздух холоднее. - Температура воздуха от высоты Солнца зависит. Чем выше Солнце, тем больше получает тепла поверхность Земли, тем выше температура воздуха. - В полдень, когда Солнце занимает самое высокое положение над Землей. - Температура воздуха от продолжительности дня зависит. Летом, при длинном дне, Солнце высоко поднимается и посылает много тепла на поверхность Земли, а от Земли нагревается и воздух. - Зимой Солнце поднимается низко, день короткий, мало тепла поступает на поверхность Земли, и температура понижается. Делают выводы: 1. Воздух прозрачен. А прозрачные тела хорошо пропускают солнечные лучи, а сами почти не нагреваются. Поэтому от солнечных лучей, которые беспрепятственно проходят сквозь воздух, он почти не нагревается. Зато поверхность Земли непрозрачная, она задерживает солнечные лучи и хорошо прогревается (держит тепло). И уже от поверхности Земли, как от печки, нагревается воздух. А раз так, то чем ближе воздух к источнику тепла, то есть земной поверхности, тем теплее. Воздух нагревается от поверхности Земли. 2. На поверхности Земли есть суша и вода. А они по-разному нагреваются от солнечных лучей. Вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Мы замечали, как в жаркие ясные дни солнечные лучи так накаляли песок на пляже, что по нему нельзя было ходить босиком. Но солнечные лучи никогда не нагревают маленькую лужу так, чтобы вода в ней обжигала ноги. Вода в водоеме и жаркие дни прохладная. Значит, днем воздух больше нагревается над сушей, чем над водой. Вечером, наоборот, песок холодный, а вода теплая. Воздух будет больше нагреваться над водой. Вечером воздух больше нагревается над водой и меньше над сушей |
Планировать решение учебной задачи: выстраиватьалгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельнаяработа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущегонового материала |
Проводит беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует работу в парах. - Рассмотрите в учебнике рисунок (с. 114) трех уличных термометров. Расскажите, какую температуру воздуха они показывают. - Какой это термометр? - Какие вы еще знаете термометры? - Расскажите, как менялась (повышалась или понижалась) температура воздуха в течение дня. - Какую температуру воздуха показывает уличный термометр? Организует самостоятельную работу в тетради (задание 54, с. 41). Организует практическую работу. - Какая температура в классе? Демонстрирует подготовленный календарь погоды. - Члены клуба будут ежедневно с этого дня определять температуру воздуха на улице и отмечать ее в календаре |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Это уличный термометр. - Водяной, комнатный, медицинский термометры. Задание 54: рассматривают рисунок. Линейкой измеряют длину изображенных дощечек и убеждаются, что она одинакова. Считают, сколько лучей попадает на поверхность дощечки, по которой они “скользят”, и сколько на ту, на которую “падают” отвесно. Делают вывод: во втором случае на поверхность дощечки попадает больше лучей, чем в первом случае. Значит, изменение температуры воздуха в течение суток зависит от высоты Солнца над горизонтом. Обучающиеся подходят к комнатному термометру, находящемуся в классе, и определяют температуру воздуха в помещении. Показания термометра сравнивают с температурой, наиболее благоприятной для организма человека (от +21 до +24 °С). Определяют температуру воздуха по уличному термометру и записывают ее в календарь |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владениятем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характерасделанных ошибок. Осуществлятьвзаимный контроль,планироватьспособы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 111-114) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебныезадачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Воздух - это смесь газов, каждый из которых прозрачен и невидим. Как же доказать, что теплый воздух поднимается вверх? - Почему летней ночью воздух над поверхностью водоема теплее, чем вдали от него? - Почему вершины высоких гор покрыты снегом? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональноесостояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вода медленнее, чем суша, нагревается днем, зато и ночью она медленнее отдает свое тепло воздуху. Сушаночью остывает быстрее, воздух над ней меньше нагревается. - Чем дальше от поверхности Земли, тем холоднее. Кроме того, воздух с увеличением высоты становится разрежённым, и он не способен удерживать столько же земного тепла, сколько внизу, где он плотнее. Потому остывание земной поверхности в горах происходит быстрее. На определенной высоте температура воздуха не поднимается выше 0 °С. В горах на такой высоте снег уже не тает, поэтому вершины высоких гор покрыты снегом. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности,инициативности, причины неудачи) |
||
Ресурсный материал к уроку
Состав атмосферы
В атмосфере выделяется несколько слоев, отличающихся друг от друга температурой и газовым составом.
Нижний слой - тропосфера - получает тепло снизу, от Земли, которая, в свою очередь, нагревается солнечными лучами. Непосредственно за счет поглощения солнечных лучей воздух нагревается в десятки раз меньше, чем от Земли.
По мере увеличения высоты температура воздуха понижается до -55 °С на верхней границе тропосферы. Этому способствует то, что воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается.
Выше тропосферы располагается слой воздуха с постоянно низкой температурой - тропопауза. В тропиках, где солнечные лучи падают отвесно или почти отвесно, а суша и море нагреваются сильнее, этот слой находится на высоте 14-16 км.
Слой выше тропопаузы называется стратосферой. По мере подъема воздух в ней вначале медленно, а потом все быстрее нагревается примерно до -3 °С на высоте около 50 км. Это происходит прежде всего за счет поглощения озоном ультрафиолетового солнечного излучения.
Выше озонового слоя - в мезосфере, температура вновь убывает с высотой. Новый нагрев воздуха происходит еще выше, в термосфере. Он тоже связан с поглощением ультрафиолетового излучения. Выше 1000 км - в экзосфере, частицы газов (преимущественно водорода) рассеиваются в околоземном космическом пространстве и навсегда покидают окрестность нашей планеты.
Слои атмосферы (выше 50 км) проводят электричество и отражают радиоволны. Это помогает налаживать дальнюю радиосвязь вокруг Земли.
Под действием солнечной радиации в верхних слоях атмосферы часто возникают свечения. Самое эффектное из них - полярное сияние.