ТУМАН И ОБЛАКА. ОСАДКИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ТУМАН И ОБЛАКА. ОСАДКИ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: способствовать формированию умений объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков; создать условия для формирования представления об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь); содействовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую деятельность

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с превращениями воды в туман, облака; разными видами облаков; получат представление об осадках, выпадающих из облаков; осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха; научатся проводить исследовательскую работу, определять виды облаков

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: компас, бумага, фломастеры, зеркала, стол под открытым небом; тарелочки с горохом, карточки четырех цветов (синие, зеленые, оранжевые, желтые) разной формы (треугольники, квадраты и т. д.) по числу обучающихся в классе; скотч, белые кружки

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнегозадания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- О каких трех состояниях воды вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Рассказывают о состояниях воды по схеме:

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темыурока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Что называют “явлением природы”?

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

- Обо всех этих явлениях упоминалось при изучении свойств воды в газообразном состоянии и круговорота воды в природе. Сегодня на уроке откроются новые тайны этих и других явлений природы.

Записывает на классной доске тему урока, подчеркивает в ней слова “туман” и “облака”

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

- Явлением природы называют любое изменение, происходящее в природе.

- Явления природы: образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града

Принимать и сохранятьучебную цель и задачу.

Анализировать, находитьобщее и различия, делатьвыводы.

Осознанно и произвольностроить речевое высказывание в устнойформе

IV. Открытие нового знания, способадействия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Проводит чтение вслух “по цепочке” рассказа в хрестоматии “Как возникают туманы?”.

- Что такое туман?

- Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице?

- Прав ли автор, говоря, что туман исчезает?

- Вы можете сами поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку.

Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мывидим как туман.

- Что такое облака?

- Чем похожи туман и облака? А чем они отличаются?

- Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.

А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок.

- Опишите формы облаков и выскажите предположение.

- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?

- Приходилось ли вам наблюдать туман?

- Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане?

- Как образуется туман?

- Из чего состоят облака?

- Почему мы говорим, что облака движутся?

- Приходилось ли вам смотреть в небо, лежа на траве, на берегу реки? Можно очень долго смотреть на облака. Они внезапно появляются и плывут по небу, постоянно изменяя свою форму. Что вы видели, глядя на облака?

- В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья или кошачий хвост. Они тонкие, прозрачные, сквозь них просвечивают и Солнце и Луна. Это перистые облака. Они образуются на высоте 10-12 км. С наступлением весны, а затем летом и осенью можно наблюдать кучевые облака. Около полудня на небе появляются отдельные мелкие облака. Они ярко-белые, с четкими контурами на голубом небе. Постепенно облака увеличиваются, становятся все более плотными и высокими. Образуются они на высоте 1-7 км. Дождевые облака на расстоянии 4-5 км от поверхности Земли попадают в зону отрицательных температур. Капли воды превращаются в тяжелые ледяные кристаллы. Они уже не удерживаются в воздухе и падают, превращаясь в большие дождевые капли. Выпадает сильный дождь - ливень. Бывает, что образуются не просто крупинки, но целые льдинки. Они не успевают растаять, и выпадает град.

- Посмотрите в окно и скажите: какие облака вы видите?

- Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды - роса.

А поздней осенью и зимой, когда температура опускается ниже 0 °С, водяной пар превращается в маленькие кристаллы - иней. Всю воду, которая выпадает из атмосферы на поверхность Земли в виде дождя, снега, града, росы, инея, называют осадками.

- Что произойдет, если осадков не будет?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Туман — это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.

- Оконные стекла не запотевают. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном.

- Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.

- Туман - “друг”, когда он стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков.

- Но в то же время туман губительно действует на некоторые растения. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья. Однако в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу.

Читают текст учебника и выясняют:

1) Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью;

2) чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды;

3) если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

- Нам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, горы, сказочных животных. Мы видели облака, которые низко плыли над землей. А облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко-высоко в небе.

- После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Туман бывает и зимой в морозную погоду.

- Сырость, плохая видимость окружающих предметов. Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться.

- Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман и становится видимым.

- Облака - это тоже туман, но только скопившийся высоко над землей.

- Облака гонит ветер.

- Облака напоминают то сказочные замки с башенками и куполами, то стадо белошерстных овец, то караван верблюдов.

- Без осадков не было бы растительности, пересохли бы реки

Планировать решение учебной задачи:выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности,эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительныедоказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Наблюдение за облаками очень важно для предсказания погоды. Если научиться читать “язык” облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру, но и через неделю.

- Когда по небу ходят легкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой - снег. Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня. Если до полудня появились лохматые черные кучевые облака - жди вечером дождя. Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню. Красные тучи - к ветрам. Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими “судами” - в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад - к дождю. На восток - к вёдру. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют “бычьим глазом”. Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах.

- У поверхности земли направление и скорость ветра зависят от различных препятствий (например, от деревьев, зданий). А ученые, которые составляют прогноз погоды, должны получать сведения о ветре высоко над поверхностью земли. Нефоскоп позволяет наблюдать за движением облаков и определять направление их движения, благодаря чему можно узнать, откуда там, на высоте, дует ветер. Ветер принято называть по стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг, а восточный ветер - с востока на запад.

Предлагает обучающимся разделиться на три группы.

- Только ли из облаков появляются осадки на Земле?

- Обратите внимание на то, что в холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман. Существуют другие виды осадков, выделяющихся непосредственно из воздуха: роса, иней, изморозь. Прочитайте один из рассказов в хрестоматии: “Как рождается иней?”, “Как отличить изморозь от инея?”, “Откуда берется роса на траве?”.

Подготавливает из третьей группы консультантов, которые помогут ему провести практическую работу с остальными обучающимися.

Помогает школьникам сложить шестиугольники из гороха с длиной стороны в две горошины, поясняя, что этой же закономерности подвержены снежинки при своем образовании.

Организует работу в тетради (задания 41, 42, с. 29).

- Ребята, вы сейчас проверите свои знания.

Задание каждой группе на отдельной карточке: прочитайте вопросы и найдите ответы.

Вопросы:

1. Обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

2. Всегда плывут высоко в небе, похожи на перья птиц.

3. Невидимый водяной пар в холодном воздухе.

4. Туман, который находится высоко над земной поверхностью.

5. Образуются при встрече теплого воздуха с холодным.

6. Похожи на ярко-белые клочки ваты.

7. Из какого вещества состоит туман?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работа в парах. Один из школьников в каждой паре находит на рисунке в учебнике и показывает соседу по парте кучевые, дождевые, слоистые облака. А его сосед рассказывает о том, есть ли среди них облака, похожие на те, которые он видит из окна класса.

В этот день, если погода позволяет, можно провести с обучающимися внеочередное заседание клуба (внеклассное занятие на воздухе): понаблюдать за движением облаков с помощью простейшего инструмента - нефоскопа. Для этого понадобятся компас, бумага, зеркало (размером с учебник), фломастер и стол под открытым небом.

На школьном дворе устанавливается стол с белым листом ватмана. В центр листа устанавливают зеркало, а на край - компас. По компасу определяются стороны горизонта, которые отмечаются на листе бумаги фломастером. Глядя в зеркало, школьники поочередно наблюдают, как движутся отражения облаков, и отмечают направления их движения.

Работа в группах.

- Нам известен один вид осадков, которые выделяются непосредственно из воздуха. Это туман.

Одна группа читает рассказ в хрестоматии “Откуда взялся град в летний день?”, другая - “Как рождается снег?”. С третьей группой, которая читает рассказ из хрестоматии “Почему снежинки шестиугольные?”, работает учитель. В это время две другие группы готовят рассказы для класса по своим статьям. После того как представители групп расскажут содержание статей, с которыми они работали, обучающиеся третьей группы (консультанты) помогут им разобраться с содержанием статьи “Почему снежинки шестиугольные?”.

Задание 41: записывают названия облаков, которые они видят за окном, или записывают, какие облака они наблюдали в своей местности.

Работа в группах.

Первая и третья группы выписывают буквы, означающие верные ответы из правого столбика, а вторая и четвертая - из левого столбика.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

О

Вода

А

Д

Осадки

Л

Н

Кучевые

К

Ч

Слоистые

Р

Т

Перистые

Я

И

Облака

Ё

Ж

Град

Ш

О

Дождевые

П

Л

Туман

Т

Если учащиеся ответили верно, то в первой и третьей группе из букв получается слово “пятерка”, а во второй и четвертой - “отлично”

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 81-84), рассказы из хрестоматии (с. 49-60).

- На следующем уроке будет проведено заседание клуба на тему “Вода - растворитель”. Всем членам клуба надо принести членские билеты и письма, которые вы получили из Москвы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать,сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Отгадайте загадки (раздает карточки, на которых записаны загадки).

- В каких состояниях бывает вода?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Отгадывают загадки по карточкам, отвечают на вопросы.

• Без крыльев летят,

Бег ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

• Заря-заряница

По миру ходила,

Слезу уронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

(Роса.)

• Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает, -

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь.)

• Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберет.

(Град.)

• Молоко над речкой плыло.

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман.)

• В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней.)

• Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]