Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием “атмосфера”; формирования представления о круговороте воды в природе; содействовать развитию умений высказывать предположения, работать с разными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: получат представление о круговороте воды в природе; познакомятся с понятием “атмосфера”; научатся объяснять причины круговорота воды в природе |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
|||
Образовательные ресурсы: цветные карандаши, химический стакан, лабораторный штатив, спиртовка, блюдце, спички, сосуды с водой |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемыеспособы деятельности обучающегося |
||
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода.) • Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник.) • По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. (Тучи.) • Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (Море.) • Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем. (Роса.) • Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. Рассказывают, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой, в каком состоянии находится вода: |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнятьвысказанные мненияпо существуполученного задания |
||
III. Сообщение темыурока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему уро- ка. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение “Откуда берется вода?”: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река, Река полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана: Сгущается влага над ним, как сметана, Она поднимается выше... пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки... Все это и зовут в народе: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Андрей Усачёв.) Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способадействия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания, комментированное чтение текста в учебнике. - Как вы думаете, почему говорят, что вода - это главное вещество в природе, одно из ее чудес? - Прочитайте описанный в учебнике опыт. Демонстрирует опыт. Для опыта понадобятся лабораторный штатив с лапкой или кольцом для фиксации стакана, спиртовка, колба, блюдце, сосуды с водой. В штативе укрепляется химический стакан, на две трети заполненный водой, который нагревают в пламени спиртовки до температуры кипения воды. Берет блюдце, кладет на него кусочки льда и закрывает им стакан с горячей водой. Предлагает обучающимсяпонаблюдать, как пар поднимается вверх, достигает дна блюдца и остывает. Сначала дно блюдца запотевает, капли, образовавшиеся при остывании пара, укрупняются, стекают к середине дна блюдца и падают вниз. Если нагревание продолжить, то эти же капли могут снова превратиться в пар, подняться вверх, осесть на дноблюдца в виде капель и вновь упасть вниз, в воду. Так происходит круговорот воды в стакане. - Как же происходит круговорот воды в природе? - Возьмем кастрюлю с водой и станем нагревать. Вода закипела. Приподнимем крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой. Что происходит с дном крышки? - Что происходит с каплями? - Что произошло с водой? - У нас получился круговорот воды. Круговорот воды совершается и в природе. Что происходит с водой на полях, в лесах, болотах, речках и озерах? - Что происходит с паром в небе? - Как вода опять попадает на землю? - Где выпадает вода, которая образовалась на небе в виде облака? Не всегда дождь выпадает из туч в том месте, где она образовалась. Водяные пары, облака и тучи обычно путешествуют. По дороге ветер теряет больше половины туч, которые проливаются дождями над океанами, но заметная часть воды достанется и суше: где-то пройдет сильный или небольшой дождь, а где-то выпадет снег. Так круговорот воды “поит” земную сушу. - В виде чего вода испаряется с поверхности Мирового океана? - Куда девается соль? - Вода, попадая на землю, встречает на пути растения. Что происходит с водой? - Что происходит дальше с водой? - Что происходит на Земле в результате круговорота воды? - Когда начался круговорот воды в природе? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Читают три абзаца текста параграфа “Круговорот воды в природе” и отмечают: 1. Вода в твердом состоянии легче, чем в жидком. Обычно твердые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии. 2. Удивительны способности воды существовать в природе одновременно во всех трех состояниях: в жидком,твердом, газообразном. 3. Вода способна постоянно переходить из одного состояния в другое. Увидеть переход воды из жидкого состояния в газообразное мы можем на кухне. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. -Дно крышки запотело и покрылось капельками воды. - Капли увеличиваются и отрываются, падая опять в кастрюлю. - Вода из жидкого состояния превратилась в газообразное, а затем опять в жидкое. - Вода в виде пара поднимается вверх. - Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака и тучи. - Из туч дождевые капли падают на землю. - Морская вода испаряется в виде пресного пара. - Соль остается в океане. - Вода растворяет различные вещества, которыми полна земная суша. Если рядом корень растения, он втягивает ее в себя, пропуская затем по сосудам до листьев. - Вода испарится с листьев, затем оказывается в воздухе и вновь каплями дождя выпадает на землю. - Создаются реки, озера, различные водоемы, появляются новые ландшафты. - Круговорот воды в природе начался с появлением планеты и идет постоянно |
Планироватьрешение учебной задачи: выстраиватьалгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую длярешения учебной задачи,обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности,эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводитьубедительныедоказательства в диалоге, проявлятьактивность во взаимодействии. Осуществлятьвзаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу по учебнику, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - По рисунку в учебнике (с. 79) расскажите, как происходит круговорот воды в природе. Организует работу в тетради (задание 40, с. 28). - Назовите свойства воды, без которых невозможен круговорот воды в природе. - Прочитайте “по цепочке” рассказ “Чудесные превращения водяных капель” и ответьте на предложенный вопрос |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Рассказывают о круговороте воды в природе: 1. Солнце нагревает нашу Землю. Под действием солнечных лучей вода все время испаряется с поверхности почвы, водоемов, листьев растений. 2. Водяной пар с потоками теплого воздуха поднимается вверх. 3. Высоко над землей всегда холоднее, чем у ее поверхности. 4. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки. 5. Из этих капелек и льдинок образуются облака. 6. Ветер несет облака по небу над землей. Постепенно капельки и льдинки становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода в виде дождя, града, снега выпадает обратно на землю. 7. Вода продолжает свое движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки - в моря и океаны. Вода вновь испаряется с поверхности водоемов, с поверхности почвы и “висит” над землей в газообразном состоянии до поры до времени. Так в природе совершается круговорот воды. Непрерывно день и ночь одновременно с испарением воды в атмосферу происходит ее возвращение на землю в виде осадков: дождя, снега, града. Задание 40: рассматривают рисунок круговорота воды в природе. В тексте в скобках указывают цифры, которыми на рисунке обозначены: испарение воды с поверхности водоемов и суши (1, 2), образование облаков (3), выпадение осадков (4), просачивание воды в почву (5), отекание в водоем (6). - Испарение - переход воды в газообразное состояние; переход воды из газообразного состояния в жидкое и твердое; текучесть воды |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характерасделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 76-80), рассказы из хрестоматии (с. 47-48) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебныезадачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Как происходит круговорот воды? - Что бы произошло на Земле, если бы не было круговорота воды? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в пар, затем при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю. - Не было бы озер, водоемов, не образовывались бы новые ландшафты. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлятьитоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебнымдействием,формироватьадекватнуюсамооценку |