Тема 4. Духовная жизнь общества - ОТВЕТЫ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Тема 4. Духовная жизнь общества - ОТВЕТЫ

Часть 1


№ задания

Ответ

1

1

2

3

3

4

4

2

5

4

6

3

7

1

8

3

9

3

10

1

11

4

12

1

13

2

14

2

15

3

16

2

17

3

18

1

19

1

20

2

21

2

22

4

23

2

24

3

25

3

26

3

27

3

28

2

29

4


Часть 2


№ ответа

Ответ

1

Духовность

2

Искусство

3

Мировоззрение или научная картина мира

4

Мораль

5

2, 3, 5

6

1, 3, 4

7

3, 1, 2

8

2, 1, 1, 2, 1

9

3, 4, 5, 6

10

3, 6, 7

11

1, 3, 4, 7


Часть 3


1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

Ответ:

Архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т. д.


2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

Ответ:

• накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали;

• накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению;

• накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.


3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

Ответ:

Гимназии, лицеи, колледжи, школы.


4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие» (A. M. Герцен).

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

Ответ:

Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры.

2) Какие функции науки можете назвать вы? Перечислите их.

Ответ:

• познавательная функция;

• непосредственная производительная сила общества;

• катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

• социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

Ответ:

Роль науки в современном мире возрастает.

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.


5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения» (М. Светлов).

1) Дайте определение религии.

Ответ:

Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им.

Может быть дано иное определение религии, принятое в науке.

2) Какие компоненты включает в себя религия? Перечислите не менее трех.

Ответ:

• мифология;

• система религиозных догматов;

• религиозные институты;

• культовые обряды и т.д.

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

Ответ:

Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции.

Возможны иные варианты ответа.

1) Назовите мировые религии. Перечислите не менее трех основных признаков мировых религий.

Ответ:

• существует три мировых религии — ислам, христианство, буддизм;

• их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.


6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» (Аристотель).

Кто из наук решил извлечь доход,

Тот и себя обманет, и народ.

Унизившись, чтобы снискать чины,

Свои познанья он лишит цены.

А. Навои

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука й настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн).

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

Ответ:

• наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) — у Аристотеля;

• не носить исключительно коммерческой направленности — у А. Навои;

• наука не должна изменять эстетическим принципам — у А. Эйнштейна.

Формулировка суждений может быть иной, но не искажающей смысл высказываний.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.

3) Следует ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

Ответ:

• красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию;

• отсутствие этого соответствия уже не истина.

Могут быть приведены и другие суждения.


7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.

Ответ:

«...термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению? Приведите конкретный аргумент.

Ответ:

• культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;

• это: различия в возрасте, спорт, гадание и т. д.; Аргументация предполагает указание на то, что:

• культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур;

• например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность.

Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.

3) Сформулируйте главное отличие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.

Ответ:

релятивизм отрицает признание культурных универсалий, утверждая, что «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения:

• фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры;

• или: национальная рознь как пример этноцентризма.






Для любых предложений по сайту: [email protected]