Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 4. Духовная жизнь общества - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
1 |
8 |
3 |
9 |
3 |
10 |
1 |
11 |
4 |
12 |
1 |
13 |
2 |
14 |
2 |
15 |
3 |
16 |
2 |
17 |
3 |
18 |
1 |
19 |
1 |
20 |
2 |
21 |
2 |
22 |
4 |
23 |
2 |
24 |
3 |
25 |
3 |
26 |
3 |
27 |
3 |
28 |
2 |
29 |
4 |
Часть 2
№ ответа |
Ответ |
1 |
Духовность |
2 |
Искусство |
3 |
Мировоззрение или научная картина мира |
4 |
Мораль |
5 |
2, 3, 5 |
6 |
1, 3, 4 |
7 |
3, 1, 2 |
8 |
2, 1, 1, 2, 1 |
9 |
3, 4, 5, 6 |
10 |
3, 6, 7 |
11 |
1, 3, 4, 7 |
Часть 3
1. Перечислите основные виды (формы) искусства.
Ответ:
Архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т. д.
2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.
Ответ:
• накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали;
• накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению;
• накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.
3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.
Ответ:
Гимназии, лицеи, колледжи, школы.
4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие» (A. M. Герцен).
1) Какую функцию науки выделяет Герцен?
Ответ:
Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры.
2) Какие функции науки можете назвать вы? Перечислите их.
Ответ:
• познавательная функция;
• непосредственная производительная сила общества;
• катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;
• социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления.
3) Как изменилась роль науки в современном обществе?
Ответ:
Роль науки в современном мире возрастает.
4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.
Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.
5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения» (М. Светлов).
1) Дайте определение религии.
Ответ:
Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им.
Может быть дано иное определение религии, принятое в науке.
2) Какие компоненты включает в себя религия? Перечислите не менее трех.
Ответ:
• мифология;
• система религиозных догматов;
• религиозные институты;
• культовые обряды и т.д.
3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?
Ответ:
Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции.
Возможны иные варианты ответа.
1) Назовите мировые религии. Перечислите не менее трех основных признаков мировых религий.
Ответ:
• существует три мировых религии — ислам, христианство, буддизм;
• их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.
6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.
«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» (Аристотель).
Кто из наук решил извлечь доход,
Тот и себя обманет, и народ.
Унизившись, чтобы снискать чины,
Свои познанья он лишит цены.
А. Навои
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука й настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн).
1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.
Ответ:
• наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) — у Аристотеля;
• не носить исключительно коммерческой направленности — у А. Навои;
• наука не должна изменять эстетическим принципам — у А. Эйнштейна.
Формулировка суждений может быть иной, но не искажающей смысл высказываний.
2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.
Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.
3) Следует ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.
Ответ:
• красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию;
• отсутствие этого соответствия уже не истина.
Могут быть приведены и другие суждения.
7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.
Ответ:
«...термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».
2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению? Приведите конкретный аргумент.
Ответ:
• культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;
• это: различия в возрасте, спорт, гадание и т. д.; Аргументация предполагает указание на то, что:
• культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур;
• например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность.
Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.
3) Сформулируйте главное отличие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.
Ответ:
релятивизм отрицает признание культурных универсалий, утверждая, что «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.
4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.
Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения:
• фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры;
• или: национальная рознь как пример этноцентризма.