Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 3. Познание - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
4 |
9 |
3 |
10 |
2 |
11 |
1 |
12 |
3 |
13 |
1 |
14 |
3 |
15 |
4 |
16 |
2 |
17 |
3 |
18 |
4 |
19 |
3 |
20 |
4 |
21 |
3 |
22 |
1 |
23 |
4 |
24 |
1 |
25 |
2 |
26 |
3 |
27 |
3 |
28 |
4 |
29 |
1 |
30 |
1 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
1 |
Умения |
2 |
Личность |
3 |
Навыки |
4 |
Способности |
5 |
Талант |
6 |
1, 8, 2, 7, 6, 4, 3, 5 |
7 |
1, 3, 2, 2, 1 |
8 |
1, 5, 6 |
9 |
Активное |
10 |
Аналогия |
11 |
Умозаключение |
12 |
По аналогии |
13 |
Ценностное |
Часть 3
1. Назовите формы чувственного познания.
Ответ:
• ощущения;
• восприятие;
• представления.
2. Назовите уровни научного познания.
Ответ: эмпирический и теоретический.
3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
Ответ:
• в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»;
• позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т. е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;
• в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей.
Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысла.
4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
Ответ:
• если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;
• ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»;
• ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.
Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысла суждений.
5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь» (И. Гете).
1) О каком познании ведет речь Гете?
2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?
Ответ:
1) Гете ведет речь о самопознании;
2) Уже задавая в начале фразы вопрос, автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;
3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.
6. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?
Ответ:
Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных квантовой механике, теории относительности, генетике.
2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ с помощью двух конкретных примеров.
Ответ:
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы мировоззренческого характера.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. На развитии экономики пагубно сказалось отсутствие рыночных механизмов ее регулирования.
Могут быть приведены другие примеры.
3) Что такое концепция в науке? Дайте определение.
Ответ:
Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка.
4) Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.
Ответ:
При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное.
С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.
Могут быть приведены другие примеры.
7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
Ответ:
• обыденное (повседневное);
• философское;
• средствами искусства;
• научное
2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
Ответ:
• использование специальных методов;
• сбор систематической информации;
• доказательность;
• проверка и перепроверка полученных данных.
3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.
Ответ:
• недостаточная доказательность ненаучного познания;
• возникновение «неразрешимых загадок и дилемм». Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит».
В примерах не должно быть искажения суждения.
4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.
Ответ:
• экспериментальный метод и метод корреляции;
• в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых, переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.
В качестве других методов социального познания могут быть названы:
• выдвижение гипотез;
• построение теорий.