Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
На экзамене проверяются дидактические единицы: понятия «народная», «массовая», «элитарная» культура. Уровень и качественный состав основных форм культуры (характерные черты). Доминирующая, суб- и контркультуры, их содержательные характеристики.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Народная культура — это все богатство результатов производственной и творческой деятельности людей, созданные за длительный исторический период. Это произведения искусства, в том числе прикладного, которые создаются анонимными (неизвестными) непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания, поговорки, пословицы и т. д. Основное проявление народной культуры — фольклор. Народная культура всегда подпитывала и подпитывает другие формы культуры, вдохновляя мастеров культуры — писателей, композиторов, скульпторов, архитекторов.
Массовая культура — явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств массовой информации (СМИ), которые обладают огромной аудиторией в силу общедоступности (радио, телевидение, Интернет и пр.). Нередко ее называют популярной (сериалы, легкая музыка, бестселлеры и пр.) или «индустрией культуры», т. е. коммерческой (приносящей прибыль). Это не совсем верно, т. к. массовая культура может быть и высокохудожественной, и национальной, и общей. Социологами и культурологами установлено, что от интенсивности распространения массовой культуры во многом зависит способность людей адаптироваться (приспосабливаться) к быстро меняющимся социальным условиям. Вместе с тем, массовая культура наиболее отражает вкусы масс, ориентируясь на усредненные вкусы.
Элитарная (или высокая) культура (от фр. — elite — отборное, избранное, лучшее) — это результаты производства и произведения искусства, восприятие которых требуют высокого уровня образования, специальной подготовки; создаются мастерами, профессионалами, чьи имена человечество хранит в памяти веками. Первичные формы элитарной культуры возникли в ранних цивилизациях, в которых возникшая профессиональная культура была доступна лишь узкому слою общества и не имела широкого распространения. Элита есть в каждом обществе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают культурологи, способствует осознанию обществом самого себя. Элитарная и неэлитарная формы культуры сосуществуют, взаимообогащая культуру общества. Примерами элитарной культуры могут быть классические образцы академической культуры — классические музыка, балет, литература, изящные искусства. С сер. XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности.
Доминирующая культура — это культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
Субкультура — носителями этой культуры являются различные социальные общности, социальные группы, а также семья. Например, этнические и национальные культуры с неповторимостью своих черт и особенностей языка, быта, национального характера и пр. по отношению к мировой культуре; городская и сельская культуры; молодежная, профессиональная и др. культуры внутри культур. Каждая из субкультур имеет свою историю. Одни из них (элитарная и неэлитарная, городская и сельская) возникли несколько тысяч лет назад, другие — лишь в XX в. вследствие новых общественных запросов, меняющихся условий жизни. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит доминирующей. Наиболее характерными чертами субкультуры как культуры социальной группы (например, возрастная, профессиональная, религиозная) являются:
— особая манера поведения;
— особая манера общения;
— специфическое отношение к окружающим, не входящим в данную группу.
Контркультура — совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т. д., выработанных членами какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Неприятие ценностей окружающего мира. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность (протест). На Западе на таких позициях в недавнем прошлом стояли хиппи. Теперь это — «зеленые», «антиглобалисты» и др., использующие как законные, так и противоправные средства и методы протеста. И совсем асоциальные позиции занимают носители культуры преступного мира со своими особыми нормами и «ценностями», которые на поверку являются антиценностями и отрицанием всяких общественных норм.