Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Введение в изучение курса
Цели и задачи: познакомить учащихся с основным содержанием курса «Обществознание» в 7 классе, понимать его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: научиться формулировать основные вопросы курса обществознания; метапредметные — 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
В старину города освещали с помощью уличных фонарей. В то время в одном городе жил маленький фонарщик — невзрачный старичок небольшого роста. Каждый вечер он ходил по переулкам и, чиркая спичкой по подошве, зажигал фонари. Семьи у него не было, он был человеком незаметным, люди, жившие рядом, не знали о нем ничего. Дети обзывали его карликом, а взрослые — лодырем. Выходил он на улицу только по вечерам — зажигал фонари, а после любовался ночным небом. И каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик немного уменьшался в росте.
Однажды к нему подошел другой фонарщик и спросил:
— Как ты можешь так жить? Ведь скоро ты совсем исчезнешь. Для людей ты не жалеешь жизни, а они взамен ничего не дают, только оскорбляют тебя. Это несправедливо.
Маленький фонарщик ответил:
— Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. Тогда человек ночью не сможет найти дорогу домой. Так до утра и будет блуждать. Разве это справедливо? А если на улице горит свет, то человек до дому дойдет и мне спокойней будет.
Так и продолжал маленький фонарщик, зажигая фонари, уменьшаться, пока совсем не исчез. Никто из жителей этого не заметил, только вот вечерами в городе стало темно.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Как вы поняли ее смысл?
(Ответы учеников.)
Каждый из нас вносит свой вклад в жизнь общества, даже если мы этого и не замечаем.
Тема урока: «Введение в изучение курса “Обществознание. 7 класс”».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
План урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 7 классе.
2. Знакомство со структурой учебника, справочным материалом.
III. Введение в новый материал
В этом году мы продолжаем знакомство с удивительным миром обществознания.
В прошлом году мы с вами исследовали загадочную сущность человека, обсуждали вопросы, затрагивающие его взаимоотношения с окружающими людьми, рассуждали о ценностях, которые составляют основы человеческого существования.
— Какие два понятия включает термин обществознание?
(Ученики выделяют слова общество и знание.)
— Какие стороны жизни общества вам интересны и какие люди?
(Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 7 классе
Предлагаю вспомнить то, что мы изучали в прошлом году. Представьте, что мы обнаружили таинственную карту неизвестного государства с названием «Мир человека». (На экране появляется карта.) Эта страна состоит из областей «Потребности человека», «Межличностные отношения» и «Нравственные основы жизни».
Творческое задание. Разделитесь на три группы и совершите путешествие в каждую из этих областей. Поделитесь впечатлениями от путешествия. Свою работу оформите наглядно на листах ватмана, создав коллажи.
(Проверка выполнения задания.)
В 7 классе мы продолжим знакомиться с различными явлениями общественной жизни. Мы будем узнавать о нормах, определяющих поведение человека в обществе, решать проблемы экономического выбора и экологической морали.
Откройте оглавление учебника и познакомьтесь с его содержанием.
Вопросы к классу
— Как называется первая глава?
— Какие вопросы в ней рассматриваются?
— Как называется вторая глава?
— Какие темы она включает?
— Как называется третья глава?
— Какие проблемы в ней рассматриваются?
— Какие вопросы вызвали у вас особый интерес? Почему?
(Ответы учеников.)
В процессе изучения нового материала вы столкнетесь с разными ситуациями, которые нам предстоит разобрать. На наших уроках вы будете учиться верно определять модели поведения людей, изучите важные юридические, экономические и нравственные нормы и познакомитесь с законами, регулирующими наше поведение.
Проблемное задание. Разделитесь на три группы и ответьте на несколько вопросов.
Вопросы для первой группы
— Почему нам важно изучать право?
— Каковы, на ваш взгляд, основные права и обязанности человека?
— Может ли общество обойтись без законов и правил? К чему это приведет?
Вопросы для второй группы
— Какую роль играет экономика в нашей жизни?
— Почему люди трудятся?
— Можно ли прожить, не зная основных законов экономики?
Вопросы для третьей группы
— Как связаны между собой человек, природа и общество?
— Можно ли разорвать эту связь? К чему это приведет?
(Проверка выполнения задания.)
2. Знакомство со структурой учебника, справочным материалом
Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нем, вы быстрее усвоите новый материал.
Учебник «Обществознание» для 7 класса состоит из глав и параграфов. Каждый параграф разделен на несколько смысловых частей. В их заголовках отражены главные вопросы изучаемой темы.
Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомним». В ней представлены вопросы, которые помогут вспомнить, что вы уже знаете по теме урока. А с помощью вопросов и заданий, приведенных в конце каждого параграфа, можно закрепить изученный материал, научиться выделять главное. Если вы не сможете ответить на вопросы, содержащиеся в рубрике «Проверим себя», то необходимо вновь обратиться к содержанию учебника. В конце каждой главы приведены итоговые вопросы, которые носят обобщающий характер.
Авторы советуют вам самостоятельно отвечать на вопросы и обращать внимание на связь представленных в учебнике тем с жизнью, с теми ситуациями, которые необходимо разрешить.
В рубрике «Обсудим вместе» собраны дискуссионные вопросы, которые позволят вам рассмотреть проблему с разных сторон, выслушать различные мнения. При этом следует помнить правила ведения спора, с которыми вы уже познакомились в 6 классе.
Рубрика «Жил на свете человек» познакомит вас с интересными людьми, повлиявшими на развитие общества. Нам предстоит понять, какой след оставляет человек в жизни, за что его ценят люди.
Обращение к истории дает полезные уроки и для настоящего, и для будущего. Важно уметь использовать опыт предшественников. В этом нам поможет рубрика «Путешествие в прошлое».
Учебник включает не только теоретические материалы, но и знания, необходимые в повседневной жизни. Рубрика «Учимся...» поможет понять, как следует поступить в той или иной практической ситуации.
Рубрика «В классе и дома» содержит познавательные задания разного уровня сложности. Их можно выполнить с помощью интернет-ресурсов (список представлен в конце учебника).
Задания практической направленности (анализ ситуаций, написание сочинения-рассуждения по актуальной проблеме, подготовка мини-проектов и презентаций) представлены в рубрике «Практикум». Они направлены на использование имеющихся знаний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях.
Вопросы и задания повышенной сложности отмечены звездочкой. При выполнении некоторых заданий авторы рекомендуют пользоваться учебниками по истории, литературе, а также словарями, энциклопедиями, материалами Интернета.
В конце книги находится словарь, в котором собраны основные понятия и термины, изученные в течение учебного года.
V. Рефлексия
Игра «Огонек общения». Учащиеся по очереди проговаривают то, что было самым интересным на уроке. Затем по кругу передают символическое сердечко и говорят:
— Сегодня меня порадовало...
— Сегодня меня огорчило...
VI. Подведение итогов урока
Закончить урок я хочу следующей притчей.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь, и тот присоединился к спасательной операции. Затем они увидели третьего человека и предложили к ним присоединиться, но он, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги.
— Разве тебе безразлична судьба детей? — спросили его спасатели.
— Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Какие уроки из нее можно извлечь?
(Ответы учеников.)
На наших занятиях мы попытаемся понять причины тех или иных явлений в жизни общества.
Домашнее задание
Прочитать на с. 5, 6 инструкцию «Как работать с учебником».