Мастерство работника - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Мастерство работника - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: познакомить учащихся с условиями, видами и признаками качественного труда, подвести к пониманию ценности труда мастеров прошлого и настоящего.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий квалификация, специалист высокой квалификации; характеризовать компоненты мастерства работника, виды заработной платы; понимать побудительную роль трудовых мотивов в деятельности человека; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: уважительное отношение к трудовой деятельности и людям труда; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте сказку К. Ушинского и ответьте на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Вопросы к классу

— О чем эта сказка?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

— Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

— Что случилось с плугом, который лежал без дела?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Укажите в правом столбце таблицы виды экономической деятельности, соответствующие поступкам героев романа А. Дюма «Три мушкетера», указанным в левом столбце.

Д’Артаньян продал коня, на котором приехал в Париж


Д’Артаньян обшил костюм нарядной тесьмой, которую перед отъездом из дому мать спорола с одеяния его отца


Людовик XIII наградил д’Артаньяна 40 пистолями


Миледи получила от кардинала Ришелье деньги для поездки в Англию


Д’Артаньян поселился в доме Бонасье и внес квартплату


Атос приобрел военное снаряжение на деньги, полученные от продажи фамильного кольца


2. Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.

3. Объясните, в чем заключается взаимовлияние производителя и потребителя.

4. Выбрав любой из потребляемых вами товаров, схематически покажите путь этого товара к потребителям, обозначив его основные этапы и участников этого процесса.

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Мастерство работника».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Дело мастера боится.

2. Из чего складывается мастерство работника.

3. Труд и зарплата.

4. Количество и качество труда.

III. Введение в новый материал

Творческое задание. Нарисуйте дерево, ветки которого будут изображать основные направления вашей будущей жизни.

(Проверка выполнения задания.)

Мы убедились, что практически каждый из вас указал будущую профессию. «Смотри дерево в плодах, а человека — в делах» — так говорили наши предки. Чтобы преуспеть в избранной профессии, надо любить свою работу, повышать квалификацию, становиться профессионалом.

Сегодня мы обсудим с вами, как же стать мастером своего дела и как оценивается труд мастера.

IV. Работа по теме уроков

1. Дело мастера боится

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Задание для первой группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите признаки качественного труда.

Задание для второй группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите, какие качества необходимы истинному мастеру своего дела.

Задание для третьей группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите, какой труд можно назвать простым, а какой — сложным.

Рабочий материал для первой группы

Ювелирное дело на Руси уходит своими корнями в быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины, именно они изготавливали различные обереги. Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигло в XII—XIII вв. Мастера владели большим количеством ювелирных техник. Широко использовалась зернь — наплав множества золотых или серебряных шариков диаметром от 0,4 мм на изделие, что создает удивительную игру света. Скань или филигрань — это выложенный узор из витых золотых нитей, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же из золотой проволоки.

В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты - подвески, прикрепляемые к женскому головному убору, в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, на каждом из которых наплавлена зернь из серебра. Древнерусский ювелир без сложных современных приспособлений смог сотворить это чудо.

Рабочий материал для второй группы

Один из ярких представителей талантливых литейщиков Андрей Чохов (1545—1629) получил почетное звание «государев пушечный и колокольный мастер». Наиболее известна его Царь-пушка весом 2400 пудов (40 т), отлитая в 1586 г., — огромное орудие, предназначенное для стрельбы каменной дробью, длиной 5,34 м (калибр 0,89 м). В настоящее время она находится на территории Московского Кремля.

Подлинным виртуозом был стеклодув Александр Вершинин, работавший на Бахметьевском заводе. Его главное творение и уникальное произведение искусства XIX в. получило название «вершининский стакан». Мастер изобрел особую технику — выдувал стаканы с двойными стенками, между которыми помещал макеты пейзажей и людей, сделанные из пуха, мха, соломы, цветных нитей и бумаги. Сверху двойные стенки стакана были запаяны золотой обечайкой.

На этих стаканах были изображены фигуры гуляющих на берегу озера людей в разноцветных кафтанах и платьях. Растения на берегу озера стоят, как живые, вода в озере блестит и как бы отражает и солнце, и небо.

Рабочий материал для третьей группы

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрел блоху и привез ее домой, в Петербург. Спустя несколько лет после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I блоху нашли среди вещей покойного государя. Атаман Платов, сопровождавший Александра I в поездке по Европе, объяснил, что это образец искусства английских механиков, и тут же заметил, что русские мастера знают свое дело не хуже.

Государь Николай Павлович поручил Платову найти среди умельцев тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов призвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по прозвищу Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Туляки, недолго думая, подковали блоху на все ноги крошечными подковами, из-за чего танцевать она перестала.

Согласно сказу Н.С. Лескова, подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он — подковные гвозди и монограммы на них. Любопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками. Поэтому смысл сказа такой: русский левша — тот, кто поставил англичан на место, — мастер низшего уровня.

Но мы знаем, что не один Левша — целая артель русских умельцев трудилась над рукотворным чудом в повести Лескова. А сколько таких артелей было на Руси! Сколько умельцев! Жизнь Российской империи была бы невозможна без сотен тысяч таких мастеров. Как правило, безвестных...

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 73 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

2. Из чего складывается мастерство работника

Задание: работая с материалом п. 2 § 9 учебника, определите навыки, которыми необходимо овладеть, чтобы стать мастером своего дела.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Вопросы к классу

— Где люди получают профессиональные знания?

— Как приобретаются практические умения и навыки?

— Почему мастерство неотделимо от личного опыта?

— Как вы понимаете термин «квалификация работника»? (Ответы учеников.)

В зависимости от использования специальных знаний, умений, навыков и опыта различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.

Задание: работая с п. 2 § 9 учебника и различными информационными ресурсами, заполните таблицу.

Критерии оценки

Высококвалифицированный труд

Малоквалифицированный труд

Определение



Сходства



Различия



Примеры



Примеры: уборка помещений, проверка билетов в кинотеатре, проведение операции на сердце, создание моделей одежды, охрана школы, пошив постельного белья, пилотирование самолета, декоративная роспись шкатулки, полет в космос, вождение автомобиля.

(Проверка выполнения задания.)

3. Труд и зарплата

Вопрос к классу

— Для чего люди работают?

(Ответы учеников.)

Работа дает человеку средства для удовлетворения его потребностей. За свой труд люди получают заработную плату.

Познакомьтесь со следующей схемой.

Задание: работая с п. 3 § 9 учебника, заполните таблицу. (Во время выполнения задания составляется таблица.)

Факторы, влияющие на уровень зарплаты

№ п/п

Фактор

Характеристика

1

Качество и количество труда

Это главный принцип оплаты, при котором учитывается, как трудился работник и сколько он сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата

2

Сложность труда и уровень квалификации

Чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников

3

Условия труда

На некоторых тяжелых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры

4

Социальная значимость труда

Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу. Государство стремится поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны

5

Степень риска

Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик- испытатель, космонавт), в других — вложенными в дело деньгами

6

Уникальность труда

Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока благодаря их особому таланту и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы, актеры

(Проверка выполнения задания.)

4. Количество и качество труда

Способность хорошо трудиться является одним из самых лучших качеств человека. Труд красит человека, а безделье уродует. Как можно оценить труд человека?

Познакомьтесь со следующей схемой.

Производительность труда — результативность (продуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной за единицу времени. Таким образом, производительность труда связана с заработной платой работника.

Задание: работая с п. 4 § 9 учебника, приведите примеры, объясняющие взаимосвязь количества и качества труда работника и его квалификации.

(Проверка выполнения задания.)

Многие авторы рассматривали способность к труду как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Владимир Мономах говорил: «Труд — высшее мерило богоугодности». Трудолюбие и бережливость считались лучшими качествами человека.

И в наше время человек ценится по его способности к труду. Ведь труд — это источник радости и удовольствия.

Давайте проверим вашу способность к труду с помощью теста.

Рабочий материал

Тест «Способность к труду»

Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них максимально объективно, используя четыре варианта ответа: всегда — 3 балла, часто — 2 балла, редко — 1 балл, никогда — 0 баллов.

1. Убираете за собой грязную посуду после еды?

2. Переодеваетесь после школы в домашнюю одежду?

3. Убираете одежду на место?

4. Разогреваете себе еду?

5. Готовите несложные блюда (например, яичницу)?

6. Стираете свои мелкие вещи?

7. Гладите себе брюки (юбку, рубашку и т. д.)?

8. Выполняете несложную домашнюю работу?

9. Выполняете поручения родителей?

(На доске изображается лестница трудолюбия, на верхней ступени — ученики, набравшие наибольшее количество баллов, на нижней — наименьшее.)

Вопрос к классу

— Способность к труду врожденное или приобретенное качество? (Ответы учеников.)

Нужно приложить немало усилий, чтобы твой труд начали уважать. В трудовом коллективе человек получает возможность оценить свои возможности. Человек может выполнить большую и сложную работу только со временем. Сначала он осваивает простые виды работ. К труду надо приучать себя с раннего детства.

Задание: работая в группах и используя различные информационные материалы, разработайте мини-проект на тему «С чего начинать приучать себя к труду?».

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Сыграем в игру «Собери пословицу». Ваша задача — дописать предложенные пословицы.

• Не спеши языком — (спеши делом).

• С мастерством люди не родятся, (но добытым мастерством гордятся).

• Делу время (потехе час).

• Люби дело — (мастером будешь).

• Маленькое дело (лучше большого безделья).

• Горька работа, (да сладок хлеб).

• Не везде сила: где уменье, (а где и терпенье).

• Не сиди сложа руки — (не будет и скуки).

• Смотри дерево в плодах, (а человека в делах).

• Терпенье и труд (все перетрут).

• За всякое дело (берись умело).

• Землю солнце красит, а (человека — труд).

• Делано наспех — и (сделано на смех).

(Проверка выполнения задания.)

Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме, в котором изложена краткая информация, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещают в Интернете, предоставляют агентствам по трудоустройству. Перед вами пример подобного резюме.

Резюме

Общие сведения

Иванов Иван Иванович.

1965 года рождения, русский, женат.

Тел. 100-10-10


Образование

Львовское высшее военно-политическое училище.

Институт управления (1994—1997 гг.). Заочная форма обучения.

Специальность: экономика и управление на предприятии


Опыт работы

1983—1991 гг. — служба в Вооруженных силах СССР.

Должность: заместитель командира подразделения.

Характер работы: организация процесса обучения и воспитания военнослужащих.

Уволен по сокращению штатов. 1991—1995 гг. — деревообрабатывающий комбинат (г. Петрозаводск).



Должность: начальник отдела кадров. Уволен в связи с переездом на новое место жительства.

С апреля 1995 г. по настоящее время — специалист отдела персонала коммерческого банка.

Характер работы: организация и проведение отбора персонала, маркетинг рынка труда

Знания, навыки

Отличные навыки работы в программах Windows, Word, NortonCommader, Exel, Access.

Свободное владение французским языком

Предполагаемый характер работы

Руководитель отдела персонала

Рекомендации

Сидоров Сергей Васильевич, тел. 222—12—22,

Петров Василий Иванович, тел. 222—13—34

Дополнительная информация

Хорошие организаторские способности, добросовестен, инициативен.

Коммуникабелен, интеллигентен

V. Рефлексия

Составьте синквейны со словами «труд», «мастерство», «мастер».

VI. Подведение итогов уроков

Вопрос к классу

— Зависит ли экономическое благополучие страны от уровня квалификации работников?

(Ответы учеников.)

Мы с вами выяснили, что чем больше в стране квалифицированных работников, профессионалов, тем выше производительность труда, выпускается больше качественной продукции.

Учеба — это тоже большой труд. Хочу пожелать вам всем развивать в себе способность трудиться.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Выполните задания 1—3 рубрики «В классе и дома» на с. 81 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Выполнить задания 4, 5, 6 или 7 рубрики «В классе и дома» на с. 82 учебника на выбор.

3. Составить резюме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]