Экономика и ее основные участники - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Экономика и ее основные участники - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: познакомить учащихся с отдельными сторонами экономических отношений; сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках.

Планируемые результаты: предметные: определять роль и значение экономики в обеспечении жизнедеятельности людей; выявлять специфику основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников; усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство); систематизировать обществоведческую информацию; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование активной жизненной позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.

Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование — новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления — это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за один-единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:

• 1 доллар — за то, что нанес удар молотком;

• 999 долларов — за то, что знал, куда ударить.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Экономика и ее участники».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Что такое экономика.

2. Натуральное и товарное хозяйство.

3. Основные участники экономики.

III. Введение в новый материал

Вопрос к классу

— Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?

(Ответы учеников.)

Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.

Важнейшие вопросы современной экономики:

— Что из товаров и услуг будет произведено?

— Как товары и услуги будут произведены?

— Кто ими воспользуется?

Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое экономика

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини — старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.

Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?

Задание: работая с п. 1 § 8 учебника и дополнительным материалом, объясните значение слова «экономика» и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий историк и писатель Ксенофонт (430—355 (354) гг. до н. э.) в трактате «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах он выходил далеко за рамки домоводства. Его трактаты стали высшим достижением экономической мысли античности.

Вопросы к классу

— Кто впервые ввел термин «экономика»?

— Что под ним подразумевали?

(Ответы учеников.)

Познакомьтесь со следующей схемой.

Таким образом, экономика — это главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей.

К основным характеристикам экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен и потребление.

Проблемное задание. Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем определит, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в данной ситуации.

Рабочий материал для первой группы

Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут — вытянули репку!

Рабочий материал для второй группы

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

(Л. Зубкова)

Рабочий материал для третьей группы

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

(А. Чуковский)

Рабочий материал для четвертой группы

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому —

Кому в платок,

Кому в зобок

Кому в лапочку.

(Детская считалочка)

(Проверка выполнения задания.)

2. Натуральное и товарное хозяйство

Давайте проведем небольшой эксперимент. Я прошу вас записать в своих тетрадях свои желания.

Теперь представьте, что все они были исполнены. Запишите в тетрадь ваши новые пожелания.

Вопрос к классу

— Как вы думаете, в чем смысл нашего эксперимента?

(Ответы учеников.)

С помощью эксперимента мы убедились, как разнообразны потребности человека.

Познакомьтесь со следующей схемой.

Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Задание: работая с п. 2 § 8 учебника и различными информационными ресурсами, заполните таблицу и ответьте на вопрос.

— Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Критерии оценки

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

Определение



Время возникновения



Недостатки



Преимущества



Примеры



(Проверка выполнения задания.)

Последствия перехода к товарной форме хозяйствования:

• рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к повышению производительности труда и увеличению количества потребностей человека;

• произошло разделение труда — одни люди занимаются сельским хозяйством, другие — ремеслами, третьи — торговлей и т. д.;

• улучшились условия труда, повысился уровень жизни.

3. Основные участники экономики

Главными действующими лицами экономических отношений являются производители и потребители.

Задание: работая в парах, изучите п. 3 § 8 учебника и дайте характеристику основных участников экономики, назвав черты сходства и отличия между ними.

(Составляется логическая схема.)

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Игра «Светофор». Учащиеся выражают свое мнение о прошедших уроках, поднимая карточки: зеленая — побольше таких уроков, поучительно; желтая— понравилось, но не все; красная — не понравилось, скучно.

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 71, 72 учебника.

2. Изучив текст рубрики «Учимся принимать рациональное решение» на с. 72 учебника, приведите примеры своих рациональных и эмоциональных решений, которые вы принимаете в качестве потребителя.

Название товара

Потребительские мотивы

Выводы

эмоциональные

рациональные





(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 8 учебника.

2. Выполнить одно из двух заданий на выбор:

• подготовить эссе на тему «Экономика вокруг нас»;

• подготовить сообщение об одной из профессий, связанной с экономикой.






Для любых предложений по сайту: [email protected]