Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Экономика и ее основные участники - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Цели и задачи: познакомить учащихся с отдельными сторонами экономических отношений; сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках.
Планируемые результаты: предметные: определять роль и значение экономики в обеспечении жизнедеятельности людей; выявлять специфику основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников; усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство); систематизировать обществоведческую информацию; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование активной жизненной позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.
Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование — новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления — это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за один-единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:
• 1 доллар — за то, что нанес удар молотком;
• 999 долларов — за то, что знал, куда ударить.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Какие уроки из нее можно извлечь?
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Экономика и ее участники».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
План уроков
1. Что такое экономика.
2. Натуральное и товарное хозяйство.
3. Основные участники экономики.
III. Введение в новый материал
Вопрос к классу
— Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?
(Ответы учеников.)
Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.
Важнейшие вопросы современной экономики:
— Что из товаров и услуг будет произведено?
— Как товары и услуги будут произведены?
— Кто ими воспользуется?
Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.
IV. Работа по теме уроков
1. Что такое экономика
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини — старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.
Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?
Задание: работая с п. 1 § 8 учебника и дополнительным материалом, объясните значение слова «экономика» и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий историк и писатель Ксенофонт (430—355 (354) гг. до н. э.) в трактате «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах он выходил далеко за рамки домоводства. Его трактаты стали высшим достижением экономической мысли античности.
Вопросы к классу
— Кто впервые ввел термин «экономика»?
— Что под ним подразумевали?
(Ответы учеников.)
Познакомьтесь со следующей схемой.
Таким образом, экономика — это главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей.
К основным характеристикам экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен и потребление.
Проблемное задание. Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем определит, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в данной ситуации.
Рабочий материал для первой группы
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут — вытянули репку!
Рабочий материал для второй группы
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
(Л. Зубкова)
Рабочий материал для третьей группы
Барабек
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
(А. Чуковский)
Рабочий материал для четвертой группы
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому —
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.
(Детская считалочка)
(Проверка выполнения задания.)
2. Натуральное и товарное хозяйство
Давайте проведем небольшой эксперимент. Я прошу вас записать в своих тетрадях свои желания.
Теперь представьте, что все они были исполнены. Запишите в тетрадь ваши новые пожелания.
Вопрос к классу
— Как вы думаете, в чем смысл нашего эксперимента?
(Ответы учеников.)
С помощью эксперимента мы убедились, как разнообразны потребности человека.
Познакомьтесь со следующей схемой.
Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Задание: работая с п. 2 § 8 учебника и различными информационными ресурсами, заполните таблицу и ответьте на вопрос.
— Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?
Критерии оценки |
Натуральное хозяйство |
Товарное хозяйство |
Определение |
||
Время возникновения |
||
Недостатки |
||
Преимущества |
||
Примеры |
(Проверка выполнения задания.)
Последствия перехода к товарной форме хозяйствования:
• рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к повышению производительности труда и увеличению количества потребностей человека;
• произошло разделение труда — одни люди занимаются сельским хозяйством, другие — ремеслами, третьи — торговлей и т. д.;
• улучшились условия труда, повысился уровень жизни.
3. Основные участники экономики
Главными действующими лицами экономических отношений являются производители и потребители.
Задание: работая в парах, изучите п. 3 § 8 учебника и дайте характеристику основных участников экономики, назвав черты сходства и отличия между ними.
(Составляется логическая схема.)
(Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Игра «Светофор». Учащиеся выражают свое мнение о прошедших уроках, поднимая карточки: зеленая — побольше таких уроков, поучительно; желтая— понравилось, но не все; красная — не понравилось, скучно.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
1. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 71, 72 учебника.
2. Изучив текст рубрики «Учимся принимать рациональное решение» на с. 72 учебника, приведите примеры своих рациональных и эмоциональных решений, которые вы принимаете в качестве потребителя.
Название товара |
Потребительские мотивы |
Выводы |
|
эмоциональные |
рациональные |
||
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 8 учебника.
2. Выполнить одно из двух заданий на выбор:
• подготовить эссе на тему «Экономика вокруг нас»;
• подготовить сообщение об одной из профессий, связанной с экономикой.