Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Потребности человека - ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.
Формируемые УУД: предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания, умения; метапредметные — 1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
(Ответы учеников.)
Повторим то, о чем говорили на прошлых уроках.
Тестовые задания
1. Отличия человеческой деятельности от поведения животных:
1) взаимодействие с окружающим миром;
2) приспособление к окружающей среде;
3) наличие продуманной цели;
4) внешняя активность.
2. Понятия «игра», «учение», «труд» объединяет то, что все они относятся к:
1) потребностям организма человека;
2) видам деятельности;
3) качествам человека;
4) способам получения заработка.
3. Пословицу «Стрелять из пушки по воробьям» произносят, когда человек:
1) не планирует свою деятельность;
2) не анализирует результат деятельности;
3) неверно подбирает средства для достижения цели;
4) неверно ставит цели.
4. Являются деятельностью следующие действия:
1) девочка занимается спортивной гимнастикой;
2) дети играют в футбол во дворе;
3) пчелы делают мед;
4) бабушка вяжет носки;
5) бобры строят плотину;
6) малыш собирает пирамидку;
7) постовой регулирует уличное движение;
8) мальчик играет в компьютерную игру.
Проблемные задания
1. Игра и труд являются видами человеческой деятельности. Сравните трудовую и игровую деятельность. Запишите в таблицу одну общую черту и три различия:
Общее |
|
Различия |
|
Игра |
Труд |
2. Можно ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, ее средства, результаты?
3. Как вы думаете, почему многие ученые считают общение важным видом деятельности? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема уроков: «Потребности человека».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 33 учебника.
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Какие бывают потребности.
2. Мир мыслей.
3. Мир чувств.
Проблемный вопрос уроков
— Почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир?
III. Введение в новый материал
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» (§ 4, с. 33). (После того как учитель зачитывает ее содержание, ученикам предлагается ответить на вопрос рубрики.)
Ситуация фантастическая, потому что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно они составляют основу его действий и поступков. Что такое человеческие потребности? Поговорим об этом на наших уроках.
IV. Работа по теме уроков
1. Какие бывают потребности
Человеку постоянно чего-то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то. Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Вопрос к классу
— Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?
(Во время ответа на вопрос на доске составляется схема.)
— Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например, потребности в мобильном телефоне, компьютере, авиаперелетах и т. д.).
— Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?
(Ответы учеников.)
Мы выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности заставляют человека действовать.
Предположим, вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее участником?
(Ответы учеников.)
— А какие потребности есть у вас?
(Ученики отвечают на вопрос, учитель записывает их ответы на доске.)
Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но обществоведы пришли к выводу, что их необходимо классифицировать, т. е. распределить по группам.
Задание: работая с текстом п. 1 § 4 учебника, выделите эти группы, назовите и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу.
Виды потребностей
Потребности |
Характеристика |
Биологические (материальные) |
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии (жилище), защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне, кислороде и т. д. |
Социальные |
Свидетельствуют о том, что человек — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, принадлежности к сообществу и участия в организациях и т. д. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим |
Духовные |
Потребности в познании мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека |
(Проверка выполнения задания.)
Творческое задание. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.
Рабочий материал
1. Я лежу, болею,
Сам себя жалею!
А. Барто
(Потребность в медицинской помощи — социальные потребности.)
2. В коридоре, в классе ли Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
А. Барто
(Потребность в ремонте — материальные потребности.)
3. Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике.
С. Михалков
(Потребность в образовании — духовные потребности.)
4. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
К. Чуковский
(Потребность в покупке посуды — материальные потребности.)
5. Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши —
Каша тоже не во вред!
С. Михалков
(Потребность в пище — биологические (материальные) потребности.)
6. У далекой У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит —
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
С. Михалков
(Потребность в безопасности — социальные потребности.)
7. Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой.
Л. Дербенев
(Потребность в творчестве — духовные потребности.)
(Проверка выполнения задания.)
Потребности у людей постоянно изменяются, даже биологические. Предлагаю убедиться в этом на примере истории возникновения вилки.
Длинная дорога к... вилке
Слайд 1. Самая первая вилка была в виде маленького шампура с двумя зубцами. Ее использовали для того, чтобы держать куски мяса над огнем. У греков и римлян такая вилка считалась кухонной принадлежностью и широко использовалась. Первое упоминание о вилке как о столовом приборе относится к 1023 г. Однако в то время ее практически не применяли по назначению. Прошли столетия до того момента, пока вилка удостоилась чести стать обязательным столовым прибором. Пищу брали руками, используя нож для ее разделки. Только некоторые лица из высшего общества использовали время от времени вилку. Придворные летописцы сообщали, что даже в аристократической Европе, в том числе и при дворе французского «короля-солнце» — Людовика XIV, в XVII в., все еще продолжали «хватать рагу своими лапами».
Слайд 2. Супы обычно хлебали или макали в них хлеб. В большинстве случаев люди и понятия не имели о том, как пользоваться столовыми приборами. Если сейчас мы подносим ложку ко рту, то в старину в лучшем случае густой суп или мясное рагу зачерпывали горбушкой хлеба.
Слайд 3. Основным противником вилки была католическая церковь. Отцы церкви осудили вилку с христианской точки зрения. У церкви существовало незыблемое представление: Бог создал для еды руки, а отнюдь не этот инструмент, которым прикасаются к дарам Божьим. Говорили даже, что вилка обладает дьявольскими свойствами.
Слайд 4. В средневековой итальянской хронике сообщается о том, что некая благородная дама, использующая за придворным праздничным столом вилку, умерла вскоре после этого. Уже сидя за столом, она вызывала нарекания присутствующих, так как употребляла это приспособление для приема пищи. Ее смерть была отличным поводом для произнесения проповеди, в которой священники выступили ярыми противниками вопиющего «озорства», которое позволяли себе лишь нарушители традиций.
Слайд 5. В итальянских правилах поведения за столом начала XVII в. сообщалось: «Члены нашего сообщества могут убрать со своего стола вилки и ложки. Разве не подарила нам природа по пять пальцев на каждой руке? Почему мы хотим оскорблять ее, применяя столь глупые инструменты, которые созданы скорее для того, чтобы нагружать телегу сеном, чем пользоваться ими для еды?»
Слайд 6. Любителей вилки было мало. Мужчины, которые пользовались вилкой, считались недостойными уважения.
Слайд 7. И все же с XVIII в. вилка начала свое триумфальное шествие. Выражение «красивый стол», вошло в моду в дворянских кругах, и умение пользоваться вилкой стало символом элегантности.
Слайд 8. Показателем богатства хозяина дома были роскошные столовые приборы из благородного металла: серебра или даже золота, иногда инкрустированных драгоценными камнями. Пользовались приборами весьма необычно. Так, особенно аристократичным считалось использовать вилку с двумя зубцами для конфет. Появлялось все больше разнообразных модификаций: позолоченные устричные вилки и миниатюрные вилочки, вилки для фруктов, десерта, рыбы. Это далеко не все, что сегодня принято в обиходе, но во всяком случае каждая вилка уже имела определенное предназначение. Умение пользоваться ножом и главным образом вилкой свидетельствовало об определенном образе жизни и уровне культуры. Хорошие манеры за столом позволяли добиться как частного, так и профессионального успеха. То же самое можно сказать и о наших современниках.
Вопрос к классу
— Как изменились биологические потребности человека?
(Ответы учеников.)
Задание: обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 35 учебника. Внимательно прочитайте материал и ответьте на предложенные в нем вопросы.
(Проверка выполнения задания.)
— Как вы понимаете смысл высказывания древнегреческого философа Сократа: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».
(Ответы учеников.)
Истоки любой потребности лежат в ощущении нужды в чем-то. Пример с древнегреческим философом Фалесом доказывает это. Философ много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности», — говорили ему сограждане. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый приятель стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту — и скажи, в чем я добился больших успехов?» — ответил Диоклетиан.
Задание: внимательно рассмотрите предложенную схему и прокомментируйте ее.
(Проверка выполнения задания.)
У всесторонне развитого человека представлены все потребности. На основе потребностей возникают интересы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Известный физиолог И. П. Павлов рассматривал интерес как побудительную причину к действию, так как интерес активизирует состояние коры головного мозга.
Удовлетворение потребностей — это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв.
Творческое задание. Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из нескольких этажей. Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке, который вы считаете самым правильным. Свой выбор объясните.
(Проверка выполнения задания.)
Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных. Но правильно ли это?
— Прослушайте притчу и ответьте на вопросы.
Самое главное
Жил-был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?
Думал человек: знай я ответ на три эти вопроса — весь мир покорю, самым богатым стану, все, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.
Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом ученых мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до человека слухи, что живет в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошел человек отшельника разыскивать. Идет он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле нее старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошел человек и поклонился старцу.
— Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?
Выслушал его старый отшельник и, ничего не сказав в ответ, вернулся к своему занятию.
— Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, — предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.
Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришел к мудрому старику на следующий день. Смотрит — тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.
— Мудрый отшельник, — взмолился человек, — неужели так и не ответишь на мои вопросы?
— Полно тебе, — молвил тот, — ты на них уже сам ответил.
— И слыхом никаких ответов не слыхивал, — изумился человек.
— Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек — я, а твоя помощь — самое главное дело.
Мало-помалу человек уразумел смысл слов отшельника.
— Помни же, — сказал старец ему на прощание, — самая главная пора - сегодня, самый главный человек - тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело — вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Только духовное богатство делает человека поистине великим.
Вопросы к классу
— О чем эта притча? Почему она так называется?
(Ответы учеников.)
2. Мир мыслей
— Выслушайте притчу и ответьте на вопросы.
О Драконе, который губил людей
Когда-то, в очень давние времена, все люди были добрыми и дружелюбными, а в целом мире не было ни одной плохой мысли. Поэтому люди не воевали и даже не ссорились друг с другом.
На дне глубокого темного озера среди непроходимых лесов и неприступных гор в большом каменном сундуке был заперт на семь замков хитрый и коварный Дракон. Много тысяч лет он находился в заточении. Но вот случилось то, о чем и по сей день жалеют многие люди. На землю из космоса прилетел большой метеорит, он упал прямо в озеро и взорвался. Взрывом каменный сундук выкинуло со дна озера и ударило о скалу. Сундук раскололся, и Дракон, расправив свои крылья, вылетел на свободу. Не было у Дракона длинных когтей и острых зубов. Но зато вместо огня из его пасти изрыгались всякие безобразные, коварные и злые мысли. И с того дня стали появляться на земле вражда, злоба и войны. Злые мысли быстро разнеслись по всему свету и, попадая в головы к некоторым людям, стали их портить.
То война между народами из-за Драконовых мыслей начнется, то поссорятся люди по подсказке Дракона, а мог он и нарочно какого-нибудь человека на преступление подговорить. Стали некоторые люди от мыслей плохих болеть и умирать раньше времени. Много способов знал Дракон, чтобы люди вред себе приносили и другим его делали. Много жизней успел загубить Дракон, прежде чем люди поняли, что с ним нужно бороться и обязательно победить.
Но люди не знали, как можно его поймать и каким оружием можно его убить. Ведь Дракон был очень хитрым, умным и коварным, он никогда не подлетал близко к людям, а только посылал им издалека зловредные мысли и мог узнавать замыслы каждого человека.
И тогда один хороший человек по имени Добрыня отправился в дальнюю горную страну, чтобы разыскать седого Мудреца, живущего в хрустальной пещере, и спросить его совета, как победить Дракона. Забеспокоился Дракон, знал он, что Мудрец имеет тайную силу и знания, и не хотел допустить, чтобы о них стало известно людям. Решил дракон пагубными мыслями помешать Добрыне в дороге и не дать ему дойти до Мудреца.
А Добрыня между тем шел в горную страну. Еда, взятая из дому, давно закончилась, и он проголодался. Увидел Добрыня маленького медвежонка, застрявшего высоко между ветвями дерева. Почувствовал вдруг Добрыня, как у него в голове Драконова мысль возникла: «Убей медвежонка, зажарь его и съешь, а когда голод утолишь, сил опять станет много, и до горной страны тогда быстро дойдешь». Понял Добрыня сердцем, что мысль эта недобрая, жестокая и не стал медвежонка трогать, а, наоборот, вытащил его из ветвей и отпустил на свободу. Не успел Добрыня и шагу сделать, как рядом огромная мать-медведица появилась, обрадовалась освобожденному медвежонку и тут же в лес с ним ушла. Оказалось, что медведица все это время позади стояла и наблюдала, как человек с ее сынишкой поступит. Понял Добрыня, к какой верной гибели толкала его Драконова мысль. Пошел дальше и вскоре около дороги кусты со сладкой малиной увидел, а ягоды на них медом обмазаны. Наелся Добрыня ягод, поблагодарил незнакомца доброго, что ягоды медом намазал, и путь свой продолжил.
Настойчиво шел Добрыня к горной стране, Драконовы мысли часто в голову ему приходили и погубить всячески хотели. Однажды увидел он в овраге незнакомое дерево с большими листьями и красивыми цветками и залюбовался им. И так ему спать захотелось, и мысли возникли:
— Полежи в тени красивого дерева, отдохни часок-другой с дороги, — шепчет одна мысль.
— Приляг, отоспись, наберешься сил, и усталость как рукой снимет, - вторит другая мысль.
Но почему-то не понравились Добрыниному сердцу эти мысли, взволновалось оно. Вроде бы невинные мысли, но уж слишком прилипчивые и чересчур упрямо и настойчиво в голову лезут. Решил Добрыня сон и усталость превозмочь и дальше свой путь продолжить. Только стал отходить он от дерева, как вдруг наступил на что-то в траве, посмотрел внимательнее, а под ногами птица мертвая лежит, а чуть дальше еще одна. Вспомнил Добрыня рассказ о редком, растущем в далеких странах сонном дереве. Остановится под таким деревом зверь или человек в безветренную погоду да и спать захочет, а заснет, так и не проснется. Добрыня своему чуткому сердцу-спасителю спасибо сказал за то, что опять почувствовало оно Драконовы мысли.
Еще долго шел Добрыня. Пришел он в горную страну и искал большую хрустальную пещеру, в которой, по словам людей, мудрец живет. Только не может он пещеру отыскать — гор так много, что не то чтобы их обойти, а даже сосчитать трудно. Выбился из сил Добрыня и сел, уставший, на камень, а в голову закрались мысли сомнения, подозрения и неуверенности.
— Может, хрустальная пещера вовсе не в этих, а в других горах находится, — шепчет сомнительная мысль.
— Наверное, мудрец уже умер, ведь люди не живут долго на свете, — старается неуверенная мысль.
— Про мудрецов люди просто выдумали, — подсказывает подозрительная мысль.
От таких мыслей вера в победу и успех у Добрыни угасла, и решил он повернуть назад. Но в самый последний момент вспомнил о своем верном сердце и стал к нему прислушиваться. Мысль сердца совсем тихая, нежная, еле заметная, такую мысль и не услышишь сразу. Чуть что, замолкает сердце и уступает место громким, четким и сильным мыслям ума.
Дало сердце опять почувствовать Добрыне, что сомнение, неуверенность и подозрение прилетели от Дракона, чтобы веру в сердце погасить и домой возвратить. Стал Добрыня искать пещеру, постоянно с сердцем советуясь, и однажды привело оно его к высокой горе, на склоне которой была еле заметная пещера. Увидел Добрыня, что перед пещерой хрустальные камни лежат, а внутри своды ее из настоящего прозрачного хрусталя. Хотел он зайти в пещеру, да только сердце опять волнуется и подсказывает, что лучше этого не делать. Вдруг перед пещерой выросла радуга, а внутри ее белый Мудрец появился. Только Добрыня рот открыл, чтобы поздороваться и о Драконе спросить, как Мудрец отвечать ему стал.
— Оружие и сила против Дракона в твоем сердце и в сердце каждого человека, так и расскажи это другим людям. Именно сердце умеет всегда добро от зла отличить, может и правду почувствовать. Знает сердце человеческое красоту мысли, слова и действия, пусть люди при Драконовых мыслях всегда к сердцу своему обращаются и слушать его научатся.
Исчез Мудрец, а Добрыня поспешил к людям, чтобы передать им его слова о том, как можно зловредные мысли Дракона победить.
Вопросы к классу
— Чем же можно победить зловредные мысли Дракона? (Сердцем.)
— А как сердце побеждает Драконовы мысли? (Оно чувствует, где добро, а где зло, и тогда человек перестает слушать свои злые мысли.)
— Злые мысли вредят человеку или могут иногда приносить ему пользу?
— Сомнение, подозрение и неуверенность чаще помогают человеку в жизни или, наоборот, вредят?
— Нужно ли такие мысли допускать или лучше их побыстрее прогонять?
— Может ли человек отгонять от себя плохие мысли и чаще думать о хорошем? Что для этого надо? (Воля и сильное желание и стремление к хорошему.)
(Ответы учеников.)
Итак, мы убедились, что мысль играет важную роль в жизни человека. Проведем небольшой эксперимент: посидите спокойно и прислушайтесь к себе.
— Какие мысли у вас появились за это время?
— Озвучьте их.
(Ответы учеников.)
Мысли рождаются в голове человека постоянно. Но как они появляются на свет? Попробуем раскрыть этот секрет.
Задание: работая с текстом п. 2 § 5 на с. 36—37 учебника, дайте характеристику содержанию человеческого мышления.
(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)
Приведите примеры понятий из разных предметов (например, биологии). Докажите, что фразы «Корень учения горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь» являются суждениями. А фраза «Азбука — к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным» — умозаключением.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: внимательно прочитайте рассказ и выполните задания — ответьте на вопросы.
Гадкое мороженое
Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и, не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой.
В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно невкусным. Вдобавок остававшийся старый хлеб быстро кончился, а без него есть стало еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела, раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное.
— Ну надо же, — думала Юля, — из-за пяти минут клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.
Но это было еще Не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу.
Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на горле, с градусником под мышкой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле-подружке:
— Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом вон сколько из-за него неприятностей.
Бабушка случайно услышала это разговор и сказала:
— Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька. Потому что она в нужную минуту перестает думать и дает полную свободу рукам и ногам.
Вопросы к классу
— Почему Юля приняла неправильное решение? (Плохо обдумала его и поспешила действовать.)
— Для принятия правильного решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?
— Кто правильно решит задачу: тот, кто побыстрее захочет ответить или тот, кто сначала как следует подумает?
— Как вы понимаете слова: «за каждое удовольствие нужно платить»?
(Проверка выполнения задания.)
3. Мир чувств
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга, работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Человек не только мыслит, но еще и выражает свои чувства, свое отношение к окружающему миру и людям.
Творческое задание. Разделившись на пары, придумайте сценки, иллюстрирующие чувства, которые может испытывать человек. Затем придумайте ситуации, подтверждающие вывод ученых о том, что одно и то же событие может восприниматься по-разному в зависимости от настроения человека.
(Проверка выполнения задания.)
Можно ли как-то классифицировать мир чувств?
Задание: прочитайте п. 3 § 5 на с. 37 учебника и ответьте на вопросы.
— Почему одно и то же событие может вызывать у разных людей различные чувства?
— Опираясь на личный опыт, вспомните, чем было вызвано ваше то или иное настроение?
— Какие бывают виды чувств?
(Ответы учеников. Во время выполнения задания составляется следующая схема.)
— Какую же роль играют чувства и эмоции в жизни людей? Применяя прием «Мозговой штурм», ответьте на этот вопрос. (Во время выполнения задания составляется схема.)
Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея». Внимательно рассмотрите репродукцию картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» на с. 38 учебника и ответьте на вопросы, представленные в этой рубрике.
(Проверка выполнения задания.)
Ученые, анализируя мыслительную деятельность человека, пришли к выводам, которые отражены на следующей схеме. Внимательно изучите ее и прокомментируйте.
Задание: обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое». Изучите материал на с. 39 учебника, ответьте на вопросы рубрики.
— О чем вы узнали из этого отрывка?
(Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой — побольше таких уроков, поучительно; желтой — понравилось, но не все, интересно; красной — не понравилось, скучно.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 39 учебника.
2. Прочитайте задания 1—4 рубрики «В классе и дома» на с. 39—40 учебника. Ответьте на предложенные в них вопросы.
3. Изучите и проанализируйте советы из рубрике «Учимся размышлять» на с. 40 учебника. Ответьте на вопросы.
— С чем вы согласны и почему?
— С чем вы не согласны и почему?
4. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старик жил со своею старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнять любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом — избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом — царицей. И наконец — владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все ранее полученное.
— Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи.
— Перечислите, какие потребности не возникли.
— Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?
(Проверка выполнения заданий.)
Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 4 учебника.
2. Выполнить задание на выбор в рабочей тетради к § 4 учебника (задание 5, 6 или 8).