Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Человек и его деятельность - ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью понятия деятельность и ее видами; объяснить, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку и ей присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать структурные элементы деятельности; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (деятельность, цель, результат, мотив, эмоции); различать разные виды деятельности; обсуждать правила и способы организации занятий; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свое отношение к явлениям современной жизни, формулировать точку зрения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии своей страны.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Однажды ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают:
— Что ты делаешь, ходжа?
— У меня сегодня много дел, — ответил он, — хочу, чтобы день наступил пораньше.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
(Ответы учеников.)
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.
Тестовые задания
1. Из двух суждений: а) человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми; б) самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «я»:
1) верно только а;
2) верно только б;
3) оба утверждения верны;
4) оба утверждения неверны.
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Понятие |
Определение |
A. Самопознание Б. Самооценка B. Потребность |
1. Оценка самого себя как личности, важный регулятор поведения 2. Нужда в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, общества в целом; внутренний побудитель активности 3. Изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, которое начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь |
Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
3. Выберите верные суждения:
1) интерес к своему «я» человек начинает испытывать в раннем детстве;
2) стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью;
3) если у человека завышенная самооценка, он обязательно добьется в жизни многого;
4) человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их;
5) если у тебя есть талант, то он и так разовьется без всяких усилий.
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Зарытый талант
Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять монет - талантов, другому — два, третьему — один, каждому по его силе.
Получивший пять талантов пошел, употребил их вдело и приобрел другие пять талантов. Точно так же поступил и тот, у кого было два таланта — приобрел другие два. Получивший же один талант закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
Вернувшийся из длительного путешествия господин призвал рабов и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит:
— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал:
— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал:
— Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью, — ответил господин. — Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба прогоните прочь.
Вопросы к классу
— В чем смысл притчи?
— Что значит выражение «Зарыть свой талант в землю»?
(Ответы учеников.)
— Что объединяет поговорки?
• Смотри дерево в плодах, человека — в делах.
• Больше дела — меньше слов.
• Всякая работа мастера хвалит.
• Глаза бояться, а руки делают.
• Баловством хлеба не добудешь.
• Торопливый дважды одно дело делает.
• Без труда нет плода.
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Человек и его деятельность».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 26 учебника.
(Ответы учеников.)
План уроков
1. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).
Проблемные вопросы уроков
— Почему важно найти себе дело по душе?
— Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека — в делах». Насколько справедливы данные слова?
III. Введение в новый материал
Нормальное состояние человека, если только он не спит, — активное и деятельное. Пока человек живет, он действует — что-то делает, чем-то занят: трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д.
— Давайте проведем небольшой эксперимент. Вы неподвижно сидите. Означает ли это, что вы бездельничаете?
(Ответы учеников.)
Таким образом, человек постоянно проявляет как внешнюю активность (движения, операции, мышечные усилия), так и внутреннюю (например, психическая активность наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).
IV. Работа по теме уроков
1. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе»
— Назовите свои ассоциации при слове «деятельность». (Ответы учеников.)
В ваших ответах вы неоднократно называли термин «труд». Все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.
Прочитайте название п. 1 § 3 учебника «Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
— Как вы поняли смысл этой пословицы?
(Ответы учеников.)
Итак, именно трудовая деятельность человека является его отличием от животных.
Задание: ответьте на следующие вопросы, ответы графически оформите.
— Как вы считаете, легко ли дается человеку трудовая деятельность?
— Какие трудности приходится преодолевать человеку во время трудовой деятельности?
— Что обязательно должен включать человек во время трудовой деятельности?
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Деятельностью называется особенная форма социальной активности, обеспечивающая нормальное существование и развитие современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность не существует вне общества (ее нет у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития). Она не может быть врожденной формой активности, а приобретается людьми и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.
— Как вы понимаете смысл выражения древнегреческого философа Демокрита: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»? (Ответы учеников.)
Действительно, человек не появляется на свет с готовыми чертами характера, он приобретает их в течение всей жизни.
Задание: познакомившись с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Алексей Маресьев, или Повесть о настоящем человеке
Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывает о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева, который во время Великой Отечественной войны не только героически сражался за свободу своей Родины, но и явил собой пример мужества и стойкости духа. Когда его самолет сбили за линией фронта, он 18 суток ползком пробирался к своим и обморозил ноги. И потом началась страшная полоса в его жизни: летчик, который постоянно мечтал о небе, лишился ног... Однако Маресьев решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 -й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.
В июне 1943 г. А. П. Маресьев вернулся на фронт. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 г. во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Позже отважный летчик воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника: 4 — до ранения и 7 — с ампутированными ногами.
Вопросы к классу
— Какое значение в жизни Алексея Маресьева имела его активная деятельность?
— Почему его назвали настоящим человеком?
— Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу?
(Ответы учеников.)
2. «Пчела мала, да и та работает»
— Внимательно прочитайте название п. 2 § 3 учебника.
— Как вы поняли смысл пословицы «Пчела мала, да и та работает»? (Ответы учеников.)
Познакомимся со слайдами презентации, посвященной примерам труда представителей животного мира.
Рабочий материал
Слайд 1. Примеры использования животными орудий: морские выдры применяют камни для вскрытия раковин моллюсков, шимпанзе с помощью деревянных палочек чистят зубы себе и друг другу.
Слайд 2. Рыбы-брызгуны направляют струйки воды на находящуюся на суше жертву, с тем чтобы сбросить ее в воду, где ее можно будет изловить.
Слайд 3. Разные виды птиц используют прутики или колючки кактусов для извлечения насекомых из коры или других недоступных мест. Некоторые птицы разбивают яйца других птиц, сбрасывая на них камни, а затем поедают содержимое.
Слайд 4. Ученый Ван Лавик-Гудолл описывает у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стебли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику насекомых обезьяна поедает. Во втором шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комки и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду.
Слайд 5. Большинство примеров использования различных инструментов крупными приматами так или иначе связано с пищей. В неволе гориллы с помощью палки извлекают что-нибудь съедобное из труднодоступных мест, но в дикой природе их с такими инструментами до сих пор никто не замечал.
Слайд 6. Вороны демонстрируют высокую сообразительность. В арсенал их находчивых трюков входят манипуляции с палками и ветками, чтобы достать насекомых из бревен, сбрасывание грецких орехов перед движущимися машинами, чтобы расколоть скорлупу, и даже использование бумажной макулатуры в качестве грабель или губки. Был зафиксирован случай, когда 2—3 вороны играли плотно скрученным кусочком бумаги в футбол на одной из крыш.
Слайд 7. Слоны обладают способностью использовать инструменты с помощью своих гибких хоботов. Они чешут спину палками, обмахиваются листьями, отгоняя таким образом мух, жуют кору, чтобы сделать ее достаточно пористой для впитывания питьевой воды.
Слайд 8. Группа ученых под руководством Эрика Паттерсона из университета Джорджтауна в Вашингтоне (США) обнаружила, что бутылконосые дельфины, живущие в заливе Шарк в Западной Австралии, используют для охоты на придонную рыбу орудия.
Голодные дельфины срывали морские губки, которыми изобилует дно залива, и надевали их на заостренную часть морды (используя их в качестве «перчатки», предохраняющей от ранений). После этого они ворошили придонный слой отложений и вспугивали зарывшихся в ил окуней. По итогам 22-летних наблюдений команды Паттерсона, владение навыком использования губки оказывается важным для социальных отношений внутри стаи дельфинов.
Слайд 9. В сообществе медоносных пчел труд особей строго разделен. Одни из них добывают пищу и приносят в улей, другие забирают ее и складывают в соты, третьи чистят ячейки, четвертые крыльями, как вентилятором, проветривают улей, пятые несут караульную службу, дежуря у входа, и не пропускают врагов. В семье существуют разведчики для поиска пропитания, няни для ухода за малышами, пчелы-уборщики, могильщики, которые уносят из улья мертвых товарищей. Пчелы-солдаты объединены в специальные воинские подразделения, которые несут службу по защите улья от похитителей меда, смело набрасываясь даже на медведя или человека.
Деятельность пчел четко распределяется на внешнюю и внутреннюю. Старшие особи занимаются внешними делами семьи, а младшие обычно выполняют внутренние работы. Такое распределение обязанностей вызвано тем, что молодежь физически слабее и менее опытна, а домашняя работа требует меньшего напряжения и навыков. Более опасной и сложной внешней работой загружены наиболее сильные и опытные пчелы. Однако некоторая их часть остается в улье для руководства и обучения молодых.
Десятисторонние призмы сот — истинное чудо «инженерного искусства» пчелиного сообщества! Современные методы вычисления позволили по достоинству оценить форму соединения ячеек. Их угловая часть являет собой пирамиду, состоящую из трех ромбов. Это не только исключает потери пространства за счет плотного прилегания ячеек друг к другу, но и требует минимума строительного материала. Объяснить такие «познания» пчел ученым пока не удалось. Ведь насекомые не знают геометрии и, конечно, не могут сравнивать между собой разные конструкции, чтобы выбрать оптимальную. Существует только одно объяснение — рабочие пчелы обеспечены уникальной врожденной программой и удивительно сложным, четко координируемым инстинктивным поведением.
Слайд 10. Муравейники рыжего лесного муравья — это коллективные жилища, до 20 этажей над и под поверхностью почвы. В них поддерживается постоянная температура. Прочность этажей обеспечивается смешением и переплетением древесных частиц, камешков, листьев, соломки и др., причем каждый кусочек так пригнан и выровнен, что общая конструкция не пропускает дождь и снег. Каждую ночь входы закрываются, а утром открываются вновь. Всеми постройками в гнезде занимаются исключительно рабочие муравьи, главным их орудием являются мощные челюсти.
Вопросы к классу
— Занимаются ли животные трудовой деятельностью?
— Что лежит в основе их поступков?
— Чем их поведение отличается от трудовой деятельности человека?
(Ответы учеников.)
Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему (см. с. 61).
(Проверка выполнения задания.)
— Из каких компонентов складывается деятельность?
Проблемное задание. Работая в группе, используя материал п. 2 § 3 на с. 27—28 учебника и дополнительный материал, составьте логическую цепочку структурных компонентов деятельности.
Покажите, как одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами.
Дополнительный материал
Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании возвращения Гриша, Аня, Соня и кухаркин сын Алеша сидят в столовой за обеденным столом и играют в карты. Играют дети на деньги. Ставка — копейка...
Играют с азартом. Самый большой азарт написан лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения наполняют его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться...
Сестра его Аня, девочка лет восьми... тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия.
Другая сестра — Соня... играет в лото ради процесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.
Алеша... У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого...
Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр и как это они не перепутываются!
Вопросы к классу
— Кто и почему принимает участие в игре?
— О чем этот рассказ и какое отношение он имеет к обсуждаемому вопросу?
(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)
Очень важно определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы не стать героем притчи о старательном дровосеке, который честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.
Вопросы к классу
— О чем эта притча? Чему она нас учит?
(Ответы учеников.)
Действительно, притча учит нас, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате — добро или зло.
3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
М. Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.
Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет... Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...».
Вопросы к классу
— О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
— Какие вообще бывают виды деятельности?
Проблемное задание. Работая с п. 3 § 3 на с. 28, 29 и 31 учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику основных форм деятельности и заполните таблицу «Основные формы деятельности человека».
Дополнительный материал
Виды деятельности человека
Труд — основной вид деятельности, в результате которой создается общественно полезный продукт. Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, приобретает творческий характер, т. е. творчество — это деятельность, в результате которой рождается нечто новое (например, техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции или новых методов обучения и воспитания и т. д.). Человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, и теперь надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строго говоря, нельзя назвать творчеством.
При чтении строк из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «И звезда с звездою говорит...» — возникает образ бесконечного космического пространства. У Лермонтова это не только описание небесной дали, но и определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества. И все это в одной строке. Литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гете и т. д.
Творческая деятельность требует способностей, знаний, страстного интереса к делу и развитого воображения. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант — это терпение», «Талант — это склонность к бесконечному труду», — говорили они. Л.Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».
Учение — подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра не дает общественно значимого продукта.
Мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют различное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете института), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).
(Во время выполнения задания заполняется таблица.)
Основные формы деятельности человека
Форма деятельности |
Характеристика |
Труд |
Основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, усовершенствованное, приобретает творческий характер. Мотивом труда является осознание общественного долга. Труд осуществляется в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Для взрослого труд — основная деятельность, но свободное время он может посвящать учебе, различным играм |
Учение |
Подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Мотивом учения является осознание общественного долга. Учение осуществляется в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Для школьника труд — основной вид деятельности, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет |
Игра |
Не дает общественно значимого продукта, мотивирована интересом, связана со свободной организацией — ребенок играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет. Для дошкольника игра — основной вид деятельности, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам |
Проблемное задание. Изучив материалы рубрик «Путешествие в прошлое» на с. 29 и «Картинная галерея» на с. 30 учебника, ответьте на вопросы, которые приводятся после них.
— Всегда ли деятельность — это благо?
Отвечая на данный вопрос, вспомните уже известный вам пример «деятельности» Герострата.
(Проверка выполнения задания.)
Необходимо помнить, что деятельность не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы ее направленность, смысл и цели. В древнекитайской философии существовало понятие «дао». Так называется основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий. Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности: «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить».
Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером своей деятельности, над тем, какими могут быть ее результаты. Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, — создание оружия массового поражения.
Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя (на территории части Северной и Южной Америки). В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий. Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса, который поглотил их. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.
Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.
V. Рефлексия
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока. Класс делится на семь групп, и каждая команда выставляет в цвете свои оценки — прикрепляют бумажные полоски на изображение радуги.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
1. Откройте с. 31 учебника (рубрика «Проверим себя»), ответьте на представленные в ней вопросы и выполните предложенное в ней задание.
2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 31—33 учебника.
3. Древнегреческий баснописец Эзоп поведал миру такую историю. В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». «Должно быть, там зарыт клад», — подумали сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала урожай винограда обильнее прежнего.
— Какова мораль этой басни?
— Что хотел старик сказать своим сыновьям?
— Как вы думаете, «труд» и «трудно» — однокоренные слова?
4. Слово «школа» произошло от греческого «схоле» — досуг, отдых. Греки считали, что человек отдыхает, когда учится, ведь в это время он обогащает свой ум и душу.
— Как вы думаете, почему греки так считали?
— Согласны ли вы с их мнением?
5. История донесла до нас напутствие жителя Древнего Египта Ахтоя своему сыну: «Полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобно горам».
— Как вы понимаете эти слова?
(Проверка выполнения заданий.)
Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на последние задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 3 учебника.
2. Выполнить задание на выбор из рабочей тетради к § 3 учебника (задание 5, 9 или 10).