Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ - Человек в социальном измерении
Задачи уроков
1. Сформировать у учащихся представление о понятии «образ жизни».
2. Познакомить подростков с составляющими жизненного успеха и путями его достижения.
3. Раскрыть на примерах значение труда для успешного поиска приложения своих способностей (призвания) и профессионального самоопределения.
4. Способствовать усвоению учащимися связи между представлениями о достойном образе и цели жизни и выбором будущей деятельности, профессионального пути.
Оборудование уроков
Плакат, информационный стенд «Профессии XXI века», таблица «Самые популярные профессии нашего региона», фотовыставка «Упорный труд рождает мастера».
План изучения нового материала
1. Слагаемые жизненного успеха.
2. Привычка к труду помогает успеху.
3. Готовимся выбирать профессию.
4. Поддержка близких — залог успеха.
5. Выбор жизненного пути.
Варианты организации учебной деятельности
Традиционный комбинированный урок, включающий объяснение учителя, беседу и совместное с учащимися размышление с опорой на учебный текст, выполнение учебно-познавательных заданий; проектная работа; урок работы с учебными текстами.
Традиционный комбинированный урок полезно начать с вопросов рубрики «Вспомним». Беседа по этим вопросам будет способствовать актуализации знаний учащихся, полученных в ходе изучения тем «Семья» и «Труд» в 5 классе, а также поможет вспомнить такие понятия, как «становление личности», «потребности и способности», «основные виды деятельности», «познание мира и себя».
Содержание параграфа даёт учителю достаточную основу для ведения разговора-размышления с подростками о важных и актуальных для их возраста проблемах: что нужно для счастливой и благополучной жизни; как добиться жизненного успеха.
Для того чтобы сосредоточить внимание учащихся на проблеме урока, наметить опорные точки в дискуссии, полезно обратиться к проблемным вопросам рубрики «Обсудим вместе». Эта беседа логически подведёт учащихся к изучению первого пункта плана урока «Слагаемые жизненного успеха», основной вопрос которого — «Какой образ жизни выбрать?».
Учащиеся знакомятся с разными представлениями об идеальном образе жизни. Материалы рубрики «Путешествие в прошлое» знакомят подростков со взглядами на образ жизни, смысл и цель жизни древнегреческого философа Диогена.
В хорошо подготовленном классе учитель раскрывает и помогает учащимся понять философские взгляды Диогена Лаэртского и его последователей (киников), найти ответ на вопрос «В чём причина такого образа жизни?».
Учитель может подчеркнуть, что принципы поведения и мораль философа внешне привлекательны и имели большое историческое значение на завершающем этапе античной эпохи. Это было разновидностью борьбы, отстаивания собственного достоинства мыслящими людьми того времени, не желающими мириться с унижением со стороны богатых и власть имущих. Их праздному образу жизни философы противопоставили свой, провозгласив основной целью развитие и укрепление тела и духа человека, достижение наибольшей независимости от природной и социальной среды. Вместе с тем учителю важно подчеркнуть, что поведение и образ жизни приверженцев этих принципов приводили к таким крайностям, как отказ от всего достигнутого человеческой цивилизацией, подавление внутренних потребностей человека, глубокий уход в себя, презрение к окружающим, а дальнейший ход истории обнаружил безжизненность этих идеалов.
Совместные размышления помогут учащимся определить свою точку зрения в вопросе «В чём бы ты поддержал или опроверг подобный образ жизни?».
Этот сложный разговор целесообразно завершить обращением к более близкому шестиклассникам историческому персонажу — легендарному Гераклу.
В менее подготовленном классе достаточно остановиться только на материале о подвигах Геракла.
Поддержать интерес учащихся к исследованию его образа жизни помогут дополнительные вопросы учителя: «Что заставило Геракла, признанного за Бога, бродить по земле в одной лишь львиной шкуре?», «Что помогло герою легенд и мифов быть сильным духом и телом?», «Почему сына Зевса не привлекала жизнь в роскоши?».
Закрепить представления учащихся о достойном образе жизни полезно при помощи выполнения задания № 5 рубрики «В классе и дома».
Далее учитель может провести работу по закреплению знаний, полученных при изучении данной темы. Обязательно в ответах учащихся должны прозвучать следующие выводы:
1. Выбор того или иного образа жизни позволяет определить не только слагаемые жизненного успеха, но и пути его достижения. Важно обратить внимание подростков на существующие различия в понимании людьми словосочетания «успех в жизни». Целесообразно предложить ученикам высказать своё мнение, обосновать его. Для активизации их мыслительной деятельности можно задать им ряд дополнительных вопросов: «Может ли только материальное богатство обеспечить жизненный успех?», «Как вы понимаете выражение «Не хлебом единым жив человек»?», «Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить своё благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми?».
2. Успех и благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Учащиеся должны не только сделать такой вывод, но и подкрепить его примерами из жизни или литературных произведений (сказки, басни, рассказы).
Учителю необходимо прочитать и обсудить следующее высказывание К. Д. Ушинского: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью... или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения».
3. Одно из слагаемых успеха — это способность найти своё призвание и реализоваться в жизни. Далее учителю целесообразно задать вопрос: «Что для этого необходимо?» Если у учащихся будут затруднения, то следует им подсказать, что они могут использовать материалы параграфов «Человек познаёт мир», «Человек и его деятельность», примеры из жизни близких людей, материалы рубрик «Картинная галерея» и «Жил на свете человек». Подростки должны прийти к выводу, что успеху в жизни в значительной степени способствует трудолюбие, единство интереса к делу, целеустремлённость и воля. Рекомендуется также выполнить задание № 6 рубрики «В классе и дома».
Кроме того, возможно обращение к заданиям № 1—2 (§ 5) в рабочей тетради.
Пункт параграфа «Выбор жизненного пути» наиболее сложен для усвоения, он обобщает вышеизложенное и даёт пищу для дальнейшего самостоятельного размышления. Важно, чтобы учащиеся поняли, что этот сложный выбор будет удачен, если он сделан на основе «душевной борьбы с самим собой», когда размышлениям о выборе будущей деятельности, профессии предшествовали размышления о смысле и цели жизни.
Домашнее задание. Выполнить задания № 4, 6, 8 (§ 5) в рабочей тетради; используя результаты работы, подготовить презентацию на тему «Мой путь к жизненному успеху».
Дополнительный материал для учителя
Американский телеканал М8ЫВС составил список профессий, которые будут самыми востребованными в 2012 г., исследование проводилось в 2007 г.
1. Производители и распространители органических продуктов и напитков
2. Вычислительный биолог
Это относительно новое направление в медицине называется биоинформатикой. Учёные уверены, что однажды настанет тот день, когда можно будет взять живую клетку и точно сказать, какой она станет через минуту или несколько минут. И тогда станет возможным предсказание будущего человеческого организма.
3. Специалист по параллельному программированию
К 2012 г. большинство компьютеров перейдёт от двухъядерных процессоров к мультиядерным. На одной машине можно будет устанавливать до 80 процессоров. Разные процессоры могут работать параллельно, как инструменты в симфоническом оркестре, удовлетворяя потребности пользователя с невероятной скоростью.
Компьютеры будут различать членов семьи, отыскивать фотографии счастливой бабушки, мгновенно распознавать признаки волнения или стресса среди пациентов больницы или авиапассажиров.
4. Создатели симуляторов
Через 5 лет увеличение мощности процессоров сделает нынешние симуляторы более реалистичными и дружелюбными по отношению к людям. Симуляторы придут во все отрасли промышленности. Люди с их помощью будут пробовать новые лекарства и виды лечения, бизнес — создавать новые продукты, историки воссоздадут прошлое — Древний Рим или высадку на Луну.
5. Компаньоны, домохозяйки
Поколение бэби-бумеров стареет. Большинство из них в ближайшие годы выйдет на пенсию. Им потребуется достойный уход. А самое главное — хоть какая-то компания. Помощники по хозяйству будут находиться в числе самых востребованных профессий, потребность в них будет расти на 56% в год.
6. Генетический консультант
У докторов появится возможность проверить вас с помощью десятков генетических маркеров, чтобы распознать потенциальные угрозы для организма. Консультанты-генетики помогут принять решение о возможном лечении или коррекции рисков будущих заболеваний.
7. Мозговой аналитик
Используя более совершенные технологии изучения мозга, учёные смогут помочь людям определять их потенциал, распознавать ложь, диагностировать заболевания мозга и даже выбирать карьеру, максимально соответствующую их умственным возможностям.
8. Космический гид
Компания 8расе Ас1уеп1игез зарезервировала около 200 туристических полётов в космос. Для обслуживания возрастающего количества желающих улететь за пределы стратосферы владельцы компании предполагают нанять гидов по космосу.
9. Строители роботов
Роботы уже сейчас играют в футбол, работают в исследовательских лабораториях и на фабриках, а в ближайшем будущем придут в каждый дом.
Проектная работа. Выполнение и презентация проектной работы рассчитаны на 2 учебных часа. Необходимо напомнить учащимся, что проектирование отличает от других видов деятельности создание нового продукта, который не всегда может быть уникальным, но всегда является оригинальным для конкретного человека или группы.
Темы проектов целесообразно сообщить группам, сформированным по желанию и интересам, заранее. При подготовке материала для работы на этом уроке можно использовать результаты выполненных заданий в классе и дома к уроку «Человек познаёт мир».
1. «Найти своё призвание». Провести исследование о профессиональных намерениях учащихся. Необходимо заранее провести анкетирование среди шестиклассников, а на уроке группе предоставить возможность проанализировать результаты опроса и подготовить устную или компьютерную презентацию.
2. «Учёба в школе и мир профессий». Создать плакат по данной теме. Основой для подготовки проекта могут стать результаты выполнения задания № 7 рубрики «В классе и дома».
3. «Для счастья нужно устать». Подобрать материалы из произведений народного творчества о ценности трудового образа жизни (сказки, притчи, пословицы, поговорки) и подготовить книжную выставку, стенгазету, устный журнал.
4. «Российские благотворители» или «Русские меценаты — кто они?». Подготовить фотопрезентацию.
5. «Профессии, которые мы выбираем». Выступление агитбригады.
Урок работы с учебными текстами может стать ещё одним вариантом организации учебной деятельности учащихся.
Такой работе может быть посвящён второй час после традиционного комбинированного урока. Предложенные тексты, вопросы и задания к ним помогут усвоить и закрепить основные положения темы. Работа с текстами будет способствовать совершенствованию познавательных универсальных учебных действий. Целесообразно заранее заготовить необходимое количество экземпляров. Каждый учебный текст предлагается для анализа одному ряду в классе. По усмотрению учителя материал можно распределить другим способом. На работу с текстом отводится до 30 мин, остальное время посвящается обсуждению ответов на вопросы к тексту.
Прочитай текст.
Из работы Н. И. Пирогова «Вопросы жизни»
В чём состоит цель нашей жизни? К чему мы призваны? Что должны мы искать?
Взгляд первый, очень простой. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо... Взгляд другой — высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное... Поумнев, вы будете действовать как нельзя лучше... Взгляд — практический. Трудясь, исполняйте свои служебные обязанности, собирая копейку на чёрный день... Предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений... Взгляд также практический в своём роде. Хотите быть счастливыми, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно, но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Взгляд очень весёлый. Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живёте... Пользуйтесь настоящим и живите себе припеваючи...
Ответь на вопросы:
1. Какие взгляды на жизнь (горько-правдивые, но существовавшие в XIX в. в обществе) раскрывает автор?
2. Каких взглядов ты бы стал придерживаться, а какие совершенно неприемлемы для тебя?
Прочитай текст.
В. А. Сухомлинский. «Спор двух книг»
На библиотечной полке лежали рядом две книги. Одна — в кожаном переплёте, заглавие написано золотыми буквами. Эта книга о Великом Завоевателе. Другая книга — в тоненькой серенькой обложке. Эта книга о Пахаре и Сеятеле. Говорит книга о Завоевателе: «Люди становятся умными благодаря тому, что читают меня. Если бы не было Завоевателей, не было бы ни Могущества, ни Славы».
Книга о Пахаре и Сеятеле спрашивает: «А где тот Завоеватель, о котором ты рассказываешь? О каком Завоевателе в тебе написано?»
«Он прошёл весь мир. Перед ним трепетали народы. Он сжёг тысячу городов и покорил сто народов».
«А где же он теперь?» Книга 6 Завоевателе молчала.
«А я знаю, где твой Завоеватель, — сказала книга о Пахаре и Сеятеле. — Он сгнил в земле. А мои Пахарь и Сеятель живут вечно».
Ответь на вопросы:
1. О чём спорят две книги?
2. Как автор характеризует различия и ценность каждой из книг?
3. Чему эти книги могут научить читателей?
4. Какой след в жизни оставили герои книг?
5. Почему, по-твоему, так различен итог их жизни?
6. Что значит для человека «оставить свой след в жизни»?
Прочитай текст.
Садовник и сыновья. Азербайджанская народная сказка
Жил-был на свете один садовник по имени Махмуд. Было у него три сына. Сыновья были очень ленивыми. Садовник никак не мог заставить их работать. Сам Махмуд заболел и долгое время лежал в постели. И поэтому некому было ухаживать за садом, деревья засыхали. Когда кто-нибудь из сыновей заходил в сад, деревья плакали и просили воды. Но лень не давала им работать. Один раз Махмуд собрал сыновей и сказал им: «Я завещаю этот сад вам. Здесь зарыт клад, только я не знаю где. Сами копайте и найдёте». Сказав это, Махмуд скончался.
Пришла весна. Сыновья взяли лопаты и стали копать сад в поисках клада, но, сколько ни копали, ничего не нашли. Сыновья разочарованные ушли домой. В том году сад дал много плодов. Сыновья продали плоды и разбогатели. И они поняли, что хотел сказать им отец. С тех пор они каждую весну копали сад. Деревья были им за это благодарны.
Ответь на вопросы:
1. Какую мудрость хотел передать отец сыновьям?
2. Какие выводы можно сделать о значении труда и привычки к труду в жизни народа?
3. Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить детям: деньги, вещи, трудолюбие?
Домашнее задание. Вспомнить или найти сказку, притчу своего народа об отношении к труду, трудолюбии, рассказать её одноклассникам.
Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по усмотрению учителя).