Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - Человек в социальном измерении
Задачи уроков
1. Расширить у учащихся представления о потребностях и духовном мире человека.
2. Развивать представление о потребностях человека как источнике его активности.
3. Раскрыть на примерах индивидуальный характер потребностей.
4. Познакомить учащихся с содержанием понятий «мысли», «чувства».
5. Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, их особым потребностям, готовности помогать им в различных жизненных ситуациях.
6. Способствовать формированию таких личностных и познавательных универсальных учебных действий, как умение исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.
Оборудование уроков
Мультимедиапроектор, компьютер, фрагменты любого документального фильма о блокаде Ленинграда.
План изучения нового материала
1. Какие бывают потребности.
2. «Не место красит человека...».
3. Мир мыслей.
4. Мир чувств.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, объяснение учителя; урок самостоятельной работы с текстом параграфа в учебнике и выполнение познавательных заданий (для более сильного класса).
Комбинированный урок целесообразно начать с проверки домашнего задания, после чего можно перейти к вопросам рубрики «Обсудим вместе». Это позволит на основе актуализированных знаний учащихся начать изучение нового материала.
В п. 1 § 4 речь идёт о потребностях человека. Обращаем внимание учителя на тот факт, что в психологии различают понятия «нужда» и «потребность». Под нуждой понимают прежде всего объективную необходимость, которая не осознаётся и не переживается человеком. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, т. е. осознаваемая нужда.
Дополнительный материал для учителя
Для того чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы её устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей её удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности — мотивами1.
Исходя из вышесказанного, при раскрытии понятия «потребность» важно сделать акцент именно на том, что это осознаваемая и переживаемая человеком нужда в чем-либо.
Далее следует предложить учащимся перечислить потребности человека. Учитель записывает их на доске по группам и предлагает определить, по какому признаку потребности были сгруппированы, а также попытаться дать названия этим группам. В случае затруднения учителю рекомендуется задать наводящие вопросы, например: «Какие потребности отражают нужды нашего организма?», «Какие потребности связаны с нуждами развития личности?», «Какие потребности есть и у человека, и у животного? Какие из них присущи только человеку?».
Заслушав ответы учащихся, учителю следует попросить их прочитать соответствующий материал параграфа и самих себя проверить: всё ли было учтено в устных рассуждениях?
Обобщая ответы учащихся, важно подчеркнуть, что, хотя биологические потребности человека остаются такими же (по их перечню), как и у животных, они отличаются по способам удовлетворения и предметам: человек может сам производить продукты для их удовлетворения.
В разговоре о потребностях учитель может использовать следующую фразу Фалеса: «Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чём-то». Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил тому, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живёшь в бедности», — говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
Закрепить этот материал следует при помощи выполнения задания № 5 (§ 4) в рабочей тетради. Задания № 1—4 могут быть рекомендованы для выполнения дома.
Педагогу целесообразно объяснить шестиклассникам, что потребности человека индивидуальны, рассказать о людях с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. Завершая изучение этого пункта параграфа, можно предложить выполнение задания по поиску в Интернете информации об инклюзивном образовании.
Домашнее задание. Выполнить задание № 3 рубрики «В классе и дома». Выполнение этого задания поможет успешному изучению учебного материала на втором уроке по данной теме.
Второй урок целесообразно начать с проверки выполнения задания № 3. Подводя итог, учителю следует подчеркнуть, что социальная значимость личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают.
Далее полезно ввести понятие «духовный мир человека», объяснить его и попросить учеников выполнить задание № 1 (§ 4) в рабочей тетради.
Содержание темы предполагает изучение понятия «мысль». Этот термин объясняет учитель, либо можно попросить учащихся найти его определение, прочитав соответствующий фрагмент раздела «Мир мыслей».
При раскрытии способа выражения мысли учителю следует дать характеристику понятий «суждение» и «умозаключение» и предложить учащимся привести собственные примеры суждений и умозаключений.
Сюжет рубрики «Картинная галерея» тематически связан с содержанием двух последних разделов. Выполнение задания рубрики поможет перейти к раскрытию понятия «чувство».
При пояснении содержания п. 3 параграфа следует обратить внимание учащихся на отличие эмоций от чувств.
Дополнительный материал для учителя
«Чувства человека взаимодействуют друг с другом. Они могут поддерживать друг друга, могут конфликтовать и далее враждовать...
Попробуем присмотреться к основным разновидностям чувств, населяющих наш внутренний мир. Такая классификация неминуемо будет очень условной. Она годится только как канва для понимания собственного внутреннего мира. Главное — увидеть, какие реальные чувства живут в нашей собственной душе...
Чувство родства. Наше отношение к родным и родственникам. Это целая группа чувств, целое их семейство, по-своему воспроизводящее внутри внешние родственные отношения. Чувство родства — одно из самых ранних-человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.
Чувство дружбы. Таких чувств тоже обычно несколько, и они могут быть очень разными: от лёгкой приятельской симпатии до глубокой дружеской любви. Чувство дружбы играет особую роль в нашем жизненном ориентировании, увлекая нас туда, куда бы мы сами, может быть, и не отправились.
Чувство долга. В молодости оно может отсутствовать или быть слабым. Тогда легче увидеть его в действии, глядя на близких нам людей старшего возраста. Чувство долга складывается как раз в результате нашего жизненного ориентирования, а затем уже само направляет нас по жизни.
Чувство прекрасного (эстетическое чувство). Оно знакомо каждому, хотя людей, у которых оно играет заметную роль в государстве чувств, к сожалению, не так уж много. Ему, как правило, нужны внутренняя и внешняя поддержка, особые возможности для развития.
Этическое чувство. Это житейски не очень удобное чувство, и многие люди недальновидно пренебрегают им. Однако именно оно необходимо в первую очередь для гармоничного развития государства чувств. Подавление этого чувства ведёт к внутренним катастрофам.
Чувство логики. Его часто называют рассудком, умом, даже разумом. Тем не менее это такое же чувство, как и остальные. Оно оценивает суждения, аргументы и ситуации с точки зрения их согласованности, последовательности, непротиворечивости. Есть у него и свои эмоции, связанные с оценкой этих ощущений.
Социальное чувство. К этой категории могут относиться разные по содержанию чувства, связанные с нашей принадлежностью к той или другой общности людей (к нации, государству, человечеству) или просто с нашим отношением к другим людям, к толпе или к обществу...
Чувство призвания. Это важнейшее чувство, определяющее восприятие человеком своей судьбы...»2
Для закрепления понимания данных понятий рекомендуется выполнить задания № 6 и 7 в рабочей тетради.
Рубрика «Путешествие в прошлое» посвящена одной из трагических страниц нашей истории. Учитель может рассказать учащимся о блокаде Ленинграда или показать фрагменты документального фильма, далее целесообразно обратиться к вопросам, данным к этой рубрике. Беседу необходимо построить таким образом, чтобы учащиеся высказали своё мнение о поступках других людей.
Домашнее задание. Выполнить задания № 1, 2, 4, 5 рубрики «В классе и дома» и задания в рабочей тетради (по выбору учителя).
Урок самостоятельной работы с текстом параграфа. Работу с текстом параграфа рекомендуется проводить в классах с достаточно высокими навыками самостоятельной работы. На первом уроке учащиеся работают с текстом и отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя».
Домашнее задание. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
Второй урок по теме учитель начинает с проверки выполнения домашней работы, а далее предлагает учащимся логические задачи.
Педагогу необходимо на доске записать пары суждений (вывести на экран с помощью мультимедиапроектора) из книги Л. Кэрролла «Логическая игра»:
1. Ни один ребёнок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.
2. Сахар сладкий. Соль несладкая.
Учащиеся должны сделать следующие выводы из каждой пары суждений:
1. Ни один ребёнок не может сидеть спокойно.
2. Сахар — не соль. Соль — не сахар.
В следующем задании подростки разгадывают загадку Сфинкса. Может быть несколько вариантов работы.
Вариант 1. Учитель зачитывает «Миф об Эдипе и Сфинксе», но не читает отгадку. Ученикам предлагается попробовать самостоятельно ответить на вопрос Сфинкса. Заслушав несколько ответов, педагог продолжает чтение второй части мифа.
Вариант 2. Учитель или один из учеников читает миф.
«Около города Фивы поселилась Сфинкс — чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался её уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две — днём, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит, в старости опирается на палку. Сфинкс пришла в отчаяние, что её загадку разгадали, и бросилась со скалы».
После прочтения текста учитель предлагает учащимся подумать над вопросом: «Что помогло Эдипу справиться с загадкой?» При желании учитель также предлагает вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок. Обобщая ответы учащихся, важно подчеркнуть, что часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на неё с необычной точки зрения, отказаться от привычного способа решения. Это и есть особенность творческого мышления.
Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требующие необычного подхода:
«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?
Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?
Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»3
Ответы к логическим задачам.
1. Надо положить палочку на угол стола — получится прямоугольный треугольник.
2. Нужно построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырёх треугольников.
3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одному берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.
1 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — С. 170.
2 Кротов В. Г. Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире. — М., 1997. — С. 10—12.
3 Я познаю мир: Психология. — М.: АСТ, 2001. — С. 152—153.