МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам усвоения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

— осознание значимости преемственности поколений для развития человека и общества;

метапредметных:

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности с представителями других социальных групп, включая тех, кто имеет иные культурные пристрастия, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

предметных:

— владение базовыми понятиями «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»;

— умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни;

— навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи занятия:

1) расширить представление о возрастных критериях стратификации;

2) углубить знания о молодёжи как социальной группе;

3) рассмотреть особенности социализации молодых людей в современных условиях;

4) помочь школьникам определить свою собственную позицию по рассматриваемым вопросам.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение темы строится с акцентированной опорой на внутрипредметные связи (в первую очередь на материал, связанный с социальными группами), а также на изученный в курсе основной школы материал о право- и дееспособности гражданина.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Концепция государственной молодёжной политики Российской Федерации (http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksfl41-10/vestniksfl4 l-10090.htm).

Левикова С. И. Молодёжная субкультура: учеб, пособие. — М., 2004.

Люкшин Д., Межведилов А. Молодёжь в политическом поле современной России // Преподавание истории и обществознания. — 2006. — № 4. — С. 56—58.

Социология молодёжи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М., 2008.

Токарева Е., Николаев А. Молодёжные объединения: смена приоритетов // Преподавание истории и обществознания. — 2006. — № 4. — С. 56—59.

Тюляева Т. И. Молодёжь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания. — 2006. — № 10. — С. 63—67.

Желательно привлечь примеры-иллюстрации (регионального, городского, муниципального и т. д. уровня). Их можно найти на сайте Департамента семейной и молодёжной политики (для Москвы, например, http://www.dsmp.mos.ru).

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные уроки.

2-й вариант. Лабораторно-практическое занятие с текстом учебника.

Ход занятия

Мотивационный этап

Рекомендуем поставить перед учащимися вопрос: трудно ли сегодня быть молодым? Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, подтверждающие конкретное мнение.

Другой вариант мотивационного этапа — задание 1 из рубрики «Задания». Наиболее популярные ответы учащихся записываются на доске, предусматривается возвращение к ним в конце изучения темы.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Молодёжь как социальная группа.

2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

3. Молодёжная субкультура.

1. Рекомендуем в самом начале урока ввести определение: «Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодёжи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодёжи определяется между 14—16, а верхняя — между 25—29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодёжи, как, например, молодых учёных (до 33—35 лет). Молодёжь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу.

В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.» (Социология молодёжи. Энциклопедический словарь, с. 267—269).

Можно организовать работу со словарной статьёй следующим образом: учитель предлагает учащимся познакомиться со статьёй (желательно транслировать при помощи ИКТ) и ответить на вопросы: каковы позиции современного общества по поводу возрастных границ молодёжи? Какие основания позволяют учёным выделять молодёжь как особую социальную группу?

Завершая изучение этого вопроса, учитель предлагает учащимся определить, какие же задачи стоят перед молодыми людьми, а также возвращается к поставленной в начале урока задаче о критериях взрослости. Корректируя при необходимости ответы учащихся, желательно подвести их к пониманию того, что взрослость связана с ответственностью за свои поступки, принимаемые решения.

2. Изучение второго пункта плана призвано систематизировать и обобщить знания о развитии социальных ролей в юношеском возрасте. Можно организовать беседу по следующим вопросам: 1) Какие проблемы возникают перед молодыми людьми в начале их трудовой деятельности? 2) Чем статус студента отличается от статуса учащегося? 3) Какие новые социальные роли появляются в семье? Как изменяются старые роли в семье? 4) Что можно считать показателями гражданской зрелости человека? Как стать достойным гражданином?

3. Советуем организовать изучение данного пункта следующим образом: учащиеся демонстрируют подготовленные сообщения (4-5) о наиболее популярных (или наиболее привлекательных для школьников) проявлениях молодёжной субкультуры.

Учащиеся рассказывают об основных взглядах, идеях, предпочтениях, символике, особенностях имиджа и образа жизни, отмечают, что привлекает молодёжь именно к этому течению, а также что может не нравиться другим людям. Предлагают свои рекомендации по поводу того, как следует себя вести представителям этого течения (направления), чтобы избежать и (или) сгладить негативное отношение к себе.

Затем учитель вместе с классом формулирует черты молодёжной субкультуры: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке, и др.

Подводя итог изучения темы, необходимо подчеркнуть важность толерантного отношения к людям с иными вкусами и предпочтениями, взаимоуважения и соблюдения прав и свобод другого человека.

Этап закрепления

Учащимся можно предложить следующие задания:

1. Какой критерий лежит в основе выделения молодёжи как большой социальной группы?

1) территориальный

2) этносоциальный

3) конфессиональный

4) демографический

2. Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе?

А. К молодёжи традиционно относят людей в возрасте от 18 до 45 лет.

Б. Конкретные возрастные рамки, социальный статус и социально-психологические особенности молодёжи одинаковы для различных исторических эпох.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о молодёжной субкультуре?

А. Молодёжная субкультура копирует доминирующую культуру взрослых.

Б. Молодёжная субкультура однородна по своему составу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания.

На вопрос социологов «Как вы поведёте себя в случае резкого ухудшения условий жизни?» отвечали представители молодёжи страны Z в 2003 и 2013 гг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Ответы

2003 г., %

2013 г., %

Вступлю в политическую партию

3

5

Приму участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях)

6

19

Возьмусь за оружие для отстаивания своих интересов

10

1

Приму решение о выезде в другую страну

14

5

Буду изыскивать способы дополнительного заработка

62

60

Никак не буду реагировать, буду терпеть дальше

5

10

На основе данных таблицы сделайте выводы о происшедших изменениях в политических взглядах молодёжи в стране Z за 10 лет. Выскажите предположение о возможных причинах таких изменений.

Домашнее задание

Учебник, § 18. Вопросы для самопроверки и задания 2—4 к параграфу.

В подготовленном классе — дополнительное задание по рубрике «Мысли мудрых»: как вы понимаете смысл высказывания? С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой автором проблемы? Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания. Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.






Для любых предложений по сайту: [email protected]