Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Денежно-кредитная политика - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: ввести учащихся в круг общих представлений о денежно-кредитной политике государства, в частности таких ее элементах, как государственный бюджет, государственный долг, валюта и др.
Основные понятия: бюджетная система, бюджетный дефицит, государственный бюджет, государственный долг, иностранные инвестиции, иностранные кредиты, инфляция, Федеральное казначейство, эмиссия.
План урока:
1. Составные части денежно-кредитной политики.
2. Государственный бюджет, его назначение.
3. Органы, осуществляющие государственную бюджетную политику.
4. Кредиты и инвестиции.
5. Долларизация денежной системы.
Урок может проходить в форме обсуждения некоторых проблем. Например, требует более подробных пояснений, представляет собой совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.
Ццентральное звено финансовой системы РФ. На основании особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) РФ ее бюджетную систему представляют следующие виды бюджетов:
1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);
2) бюджеты субъектов РФ, в том числе республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев; областные бюджеты областей; городские бюджеты городов федерального подчинения; областной бюджет автономной области; окружные бюджеты автономных округов;
3) местные бюджеты, в том числе районные бюджеты сельских районов; городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт- Петербурга); районные бюджеты районов в городах; поселковые бюджеты поселков; сельские бюджеты сел.
Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.
Каждый формируемый в РФ бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума. Таким образом, осуществляется взаимосвязь всех бюджетов в рамках бюджетной системы РФ, обеспечивающей в своей совокупности финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию как России в целом, так и отдельных ее регионов.
Система его органов образована Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и должна находиться в подчинении Министерства финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах.
Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На органы казначейства возложены следующие задачи: 1) организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета, для чего открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; 2) регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами; 3) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ; 5) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; 6) разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.
Наделены необходимыми правами для выполнения их задач и функций. Например, для выполнения контрольных функций они имеют право: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках, на предприятиях; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Органы Федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия: требовать от руководителей проверяемых органов устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в федеральный бюджет или внебюджетные фонды, и др.
Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, органами Государственной налоговой службы РФ.