Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о вводных предложениях, их видах; познакомить с правилами их выделения в устной и письменной речи; закреплять умение разграничивать вводные слова и члены предложения; развивать логическое мышление; воспитывать культуру выражения чувств.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова, конструкции, предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?
Копьё, умываться, йогурт, маяк, талия, ёмкость, стальной, здание, пойте, плющ. (Копьё, йогурт, ёмкость, пойте, плющ.)
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 369 — выразительное чтение, обсуждение заданий.
2. Упр. 370 — выразительное чтение, обсуждение вопроса, грамматические разборы на доске.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Чтение правила (с. 208).)
V. Закрепление изученного материала
1. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания. Укажите значения вводных слов и предложений.
1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов) 2) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? (А. Пушкин) 3) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. 4) Кажется, ваша история там наделала много шума. (М. Лермонтов) 5) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу. (А. Пушкин) 6) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов) 7) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань. (К. Паустовский)
2. Работа по учебнику
1. Упр. 371 — комментированное письмо, фонетический разбор на доске.
2. Упр. 372 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 373 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.
4. Упр. 374 — устное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Какие выделительные знаки препинания ставятся при вводных словах и вводных сочетаниях слов?
Домашнее задание
1. § 61.
2. Упр. 375, 376 (подготовиться к диктанту).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— В каких словосочетаниях есть личные местоимения?
Встань передо мной, не обманывай себя, прости меня, мой ответ, горжусь тобой, прошу вас, знаю её, твоя тетрадь, ваш поступок. (Встань передо мной, прости меня, горжусь тобой, прошу вас, знаю её.)
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 375 — высказывания-рассуждения и их обсуждение.
2. Упр. 376 — подготовленный диктант, выполнение задания.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и правила (с. 210, 212).)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 377 — выразительное чтение, письменное выполнение.
2. Упр. 378 — самостоятельное выполнение.
3. Упр. 379 — самостоятельное выполнение (работа по трём вариантам) с последующим чтением и обсуждением составленных предложений.
4. Упр. 380 — самостоятельное выполнение (вариант 1 — нечётные слова, вариант 2 — чётные) с последующим чтением и обсуждением.
5. Упр. 381—383 — устное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Приведите примеры двусоставных и односоставных вводных предложений.
— В каких случаях вводные предложения выделяются тире?
Домашнее задание
1. § 61.
2. Упр. 384.