Анализ контрольного диктанта. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении - ОБРАЩЕНИЕ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Анализ контрольного диктанта. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении - ОБРАЩЕНИЕ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; расширять представления об обращении и его роли в предложении; познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями; развивать умения находить обращение в тексте, отличать обращение и подлежащее; развивать пунктуационные навыки; работать над соблюдением правильной интонации при чтении предложений с обращениями.

Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание стилистических особенностей обращения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обнаруживать обращение в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)

III. Проверка домашнего задания

(Реализация задания повышенной трудности (с. 194, работа в группах).)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Мы начинаем новую большую тему, в которой подробно будем изучать обращения, вводные слова и междометия — те слова, которые грамматически не связаны с членами предложения, но входят в его состав. Вспомним изученное об обращении, а затем пополним наши знания.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 195).)

3. Слово учителя

Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не входит в структуру предложения, т. е. не является его членом. Обращения применяются, прежде всего, в устной речи. Мы часто обращаемся к родителям, товарищам, учителям, знакомым, называя их.

Юра, у тебя есть запасная ручка?

Можно мне погулять, мама. Я уже сделал уроки.

Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

Доктор, я уже здоров.

Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений.

Граждане встречающие, поезд Петербург — Москва прибывает на первый путь.

Причём, заметьте, предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию. В письмах, официальных или неофициальных, мы обязательно обращаемся к человеку, которому пишем.

Здравствуй, дорогая бабушка!

Лёнька, привет!

Уважаемый Николай Петрович!

Здравствуй, дорогая редакция!

По тому, как мы обращаемся, видно наше отношение к человеку. Как вы заметили, обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Напомню, что членом предложения оно при этом не является.

4. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 197—199).)

— Какие новые сведения об обращении вы узнали? (Примерный ответ. Обращение имеет форму именительного падежа. В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные — это один из приёмов олицетворения. Знаки препинания при обращении — выделительные (запятые и восклицательный знак). Обращения не влияют на знаки препинания в конце предложения. Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а следующее предложение пишется с прописной буквы. Перед обращением может быть междометие о, которое сливается с ним при произношении и не отделяется запятой.)

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 343 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение (вариант 1 — нечётные предложения, вариант 2 — чётные), устный пунктуационный разбор предложения, морфологический разбор на доске.

2. Упр. 344 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, фонетический разбор на доске.

3. Упр. 345 — письменное выполнение по вариантам.

4. Упр. 346 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

5. Упр. 348 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

— Расскажите о назначении обращения.

— Что нового вы узнали об обращении?

Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. § 55-57.

3. Упр. 342 (устно), 347.






Для любых предложений по сайту: [email protected]