Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Безличные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о безличных предложениях; учить находить главный член безличного предложения, определять безличные предложения, обозначающие состояние природы и человека; повторить пунктуационные и орфографические правила; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: знание особенностей безличного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член безличного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Хочешь, я тебя к горам увезу? 2) Нам показали грибные места.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 197, 198 — чтение и обсуждение инструкций.)
IV. Работа по теме урока
1. Анализ предложений
(На доске написаны фрагменты стихотворений.)
С вечера всё спится,
На дворе темно.
А. Фет
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М. Цветаева
Комментарии
Действующих лиц в этих предложениях не только нет, но и быть не может. Основу составляет только один главный член:
1) категория состояния (спится, темно); 2) безличный глагол и неопределённая форма глагола (хочется грызть).
2. Слово учителя
Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях. Подобные глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе, а не производимые каким-либо лицом.
Некоторые глаголы могут иметь, кроме безличной, и личную форму. Сравним.
1) Пахнет сеном над лугами. — Сено пахнет над лугами.
2) Зажгло грозою дерево. — Солнце словно зажгло осенний лес.
Важно, что в первых предложениях каждой пары нет и не может быть действующего лица, в них личный глагол выражен безличной формой.
В безличных предложениях часто выражаются состояние природы, окружающей среды, человека, невозможность или неотвратимость действия. Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды.
Мне почему-то всё время хотелось смеяться.
К вечеру резко похолодало.
3. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения безличных предложений, теоретических сведений (с. 110, 111).)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 199 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
Комментарии
Главный член выражен: категорией состояния (1, 4, 8 — состояние природы, 5,7 — состояние человека), личным глаголом в безличном значении (2, 3), безличным глаголом (6).
2. Упр. 201, 202 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 203 — устное выполнение.
4. Упр. 205 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, синтаксический разбор предложения.
2. Диктант с грамматическим заданием
Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который наполняли водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть. Нечего было опасаться, что они утонут, но боялись акул.
К купальщикам тихо подкралась акула. И всех выгнали из воды, а акуле сначала бросили бараньи внутренности, а потом кольнули её острогой.
(По И. Гончарову)
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть грамматические основы предложений.
2. Обозначить виды односоставных предложений.
Комментарии
Главные члены в односоставных предложениях и виды предложений: купали, спускали, наполняли (все предложения неопределённо-личные); надо было смотреть, нечего было опасаться (все предложения безличные); боялись, выгнали, бросили, кольнули (все предложения неопределённо-личные).
3. Тест
(См.: КИМы, тест 12.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются безличными?
— Какими частями речи может быть выражен главный член в безличном предложении?
Домашнее задание
1. § 35.
2. Упр. 200, 204.