Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Определение - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: расширять представление об определении; дать понятие о согласованном и несогласованном определениях, о способах выражения несогласованных определений, о синонимии определений разного вида; развивать умения различать виды определений, использовать их в речи; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: знание способов выражения несогласованных определений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать согласованное определение от несогласованного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 131, 132 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и обсуждение составленных текстов.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (с. 80, 81).)
2. Слово учителя
Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает качества, свойства, признаки предметов и явлений и отвечает на вопросы какой? который? чей?
Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идёт, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания: сорок первая квартира — квартира сорок один, балконная дверь — дверь на балкон, в крутую гору — яйцо вкрутую.
Каждое словосочетание содержит определение. Возьмём вторую пару примеров.
— Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь (какая?) балконная, дверь (какая?) на балкон, дверь (куда?) на балкон.)
Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения.
Какими же способами могут выражаться несогласованные определения? Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания (мальчик высокого роста, здание в девять этажей), местоимения (их парты, от её слов), а также инфинитивы (желание победить, мечта встретиться).
Несогласованные управляемые определения выражают признак более конкретно: щавелевый суп — суп из щавеля, бежевый костюм — костюм цвета беж, клюквенный напиток — напиток из клюквы.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 133 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение по вариантам с последующей проверкой.
2. Упр. 137 — устное выполнение.
3. Упр. 138 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
4. Упр. 135 — самостоятельное выполнение.
V. Подведение итогов урока
— Как различаются определения в зависимости от характера подчинительной связи?
— Какими способами выражаются несогласованные определения?
Домашнее задание
1. § 25.
2. Упр. 134, 136 (подготовиться к диктанту).