Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; формировать умения определять форму простого глагольного сказуемого и использовать её в различных типах речи.
Планируемые результаты: знание способов выражения сказуемого; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять сказуемое в предложении по грамматическим признакам, понимать связь подлежащего и сказуемого, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 91 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 93 — проверка по цепочке, морфологический разбор на доске.
Комментарии
Нет подлежащего в последнем предложении (придаточном в составе сложного).
III. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о наклонении глагола
— Какие формы наклонения имеет глагол? (Изъявительное, условное, повелительное.)
— Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (По временам. Глаголы несовершенного вида: настоящее (работаю, пишем), прошедшее (работал, писали) и будущее сложное время (буду работать, будем писать); глаголы совершенного вида: прошедшее (заработал, написали) и будущее простое (заработаю, напишем).)
— Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По числам, в единственном числе — по родам: работал (-а, -о) бы, писали бы.)
— В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении? (В форме 2-го лица единственного и множественного числа.)
— Может ли одно наклонение употребляться в значении другого? (Примерный ответ. В значении изъявительного наклонения могут выступать повелительное и инфинитив: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! В значении повелительного наклонения могут выступать:
• изъявительное: Работаем, не отвлекаемся! Пусть он помолчит. Да будет свет!
• условное: Шла бы ты домой. Ты бы поговорил со мной.
• неопределённая форма: Свистать всех наверх! Сдать рапорт!
В значении условного наклонения может выступать повелительное: Имей я такой рост, стал бы баскетболистом.)
2. Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 57).
2. Упр. 95 — комментированное письмо, выполнение задания, морфологический разбор на доске.
3. Чтение определения сказуемого, изучение схемы (с. 58).
4. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения простого глагольного сказуемого и теоретических сведений (с. 58, 59).
Выводы: сказуемое может быть простым и составным. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом в одном из наклонений, например: Сейте разумное, доброе, вечное. Сказуемое в данном случае выражено глаголом в форме повелительного наклонения.
3. Слово учителя
Рассмотрим трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями.
1) Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного с существительным в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа.
Группа учеников закончила работу.
2) Если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа.
Большинство учёных, писателей принимали участие в дискуссии.
3) Если подлежащее выражено словами много, несколько или числительным в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, прошедшем времени, среднем роде.
Много воды утекло с тех пор.
4) Если подлежащее выражено словами много, несколько или числительным в сочетании с родительным падежом существительного, обозначающего лицо, то сказуемое ставится во множественном числе.
Много учеников выполнили задание.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 96 — устное выполнение.
2. Упр. 97 — комментированное письмо, выполнение задания.
3. Упр. 99, 100 — работа с таблицей.
4. Упр. 101 — чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово кутюрье.
— Объясните значение этого слова.
— Составьте с ним предложение с простым глагольным сказуемым.
V. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о сказуемом?
— Как связаны подлежащее и сказуемое?
— Чем выражается простое глагольное сказуемое?
— Чем определяется выбор сказуемого?
Домашнее задание
1. § 18, 19.
2. Упр. 98, 102.