Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Предложения с обращениями - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
1) Любите живопись, поэты! (Н. Заболоцкий) 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С. Есенин) 3) Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку. (Л. Толстой) 4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. Пушкин) 5) Я люблю тебя, жизнь! (К. Ваншенкин) 6) Здравствуй, племя младое, незнакомое! (А. Пушкин) 7) Что, дремучий лес, призадумался? (А. Кольцов)
• Выделите обращения. Определите, какую роль (звательную, изобразительную, оценочную) выполняет обращение в каждом примере.
• Укажите предложения с риторическим обращением.
• Найдите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
• Найдите слово с неизменяемой приставкой.
• Выделите приставки в словах предложений 6 и 7, объясните их правописание.
• Среди предложений 2—4 найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.
II
• Послушайте шуточное стихотворение Р. Куликовой. Как оно построено?
Дедушка-медведушка
— Дедушка-медведушка,
Миленький ты мой,
В хор меня не приняли,
Успокой.
— Разве это горюшко?
Ну и молодёжь...
Ты без хора, внученька,
Хорошо ревёшь.
• Запишите текст стихотворения под диктовку. Выделите обращения.
• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Какое это предложение по количеству грамматических основ? А по составу грамматических основ? Укажите способ выражения сказуемого в простых частях данной сложной конструкции и определите вид односоставных предложений.
• Укажите в тексте стихотворения все частицы, определите их разряд.
• Проведите фонетический разбор слова ревёшь. Объясните причину несоответствия количества букв и звуков в данном слове. Найдите ещё слова в тексте стихотворения, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните причину такого несоответствия в каждом конкретном примере.
III
• Послушайте поэтические строки А. Блока. О чём они?
* * *
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
• Запишите поэтические строки А. Блока под диктовку. Выделите обращения. Как они должны быть оформлены с точки зрения пунктуации?
• Найдите причастие, выделите в нём причастную орфограмму и объясните её правописание. Разберите причастие по составу, проведите морфологический разбор.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Мои размышления после прочтения поэтических строк А. Блока “О, весна без конца и без краю...””
IV
1) Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных. (С. Есенин)
2) Россия! Сердцу милый край! (С. Есенин)
3) Слушают ракиты Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.. (С. Есенин)
4) Богат мой край родной славными сыновьями. 5) Люблю мой край, спокойный, скромный, полный невысказанного очарования. 6) Изучай свой край, его природу, его историю, жизнь людей. 7) Моя берегиня — мой край родной.
• Определите, чем является слово край в записанных предложениях. Укажите синтаксический статус слова край в каждом конкретном примере.
V
Салют Победы
Салютами встречая День Победы,
Мы свято чтим героев имена
И слушаем рассказ отцов и дедов
О том, какой бедой была война...
Цветы весны — вам, рыцари сражений,
За то, что наша родина живёт,
За то, что вы не стали на колени,
А в битвах постояли за неё.
Вас никогда потомки не забудут!
Из года в год с живыми вы в строю.
И на поверках выкликаться будут
Богатыри, погибшие в бою.
Греми, салют, из тысячи орудий!
Мир, торжествуй победу над войной,
Чтоб вечно были радостными люди
И небо голубым над головой.
(Е. Викулин)
• Обоснуйте расстановку знаков препинания.
• ТР. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: “Какова роль риторических обращений в тексте стихотворения Е. Викулина “Салют Победы”? (Ключ: Риторическое обращение — синтаксическая фигура, в которой в форме обращения к неодушевлённым предметам, явлениям, отвлечённым понятиям выражается различное отношение автора к тому, о чём говорится. Риторические обращения придают речи торжественность, патетичность, выразительность.)
Выборочные диктанты
I
1) Хорошо, друзья, приятно, сделав дело, ко двору — в батальон идти обратно из разведки поутру. (А. Твардовский) 2) Мои друзья — книги. 3) Друзья мои, не умирайте. (Вл. Соколов) 4) Учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Н. Некрасов) 5) Мой брат — учитель. 6) Иван Иваныч, учитель биологии, любил проводить уроки на природе.
• Найдите предложения с обращениями. Обращения выделите.
• В каком предложении обращение выделяется восклицательным знаком? Объясните данный выбор.
• Укажите синтаксический статус слова учитель в предложениях 5 и 6.
• Среди предложений 4—6 найдите прямые дополнения, подчеркните, укажите способ их выражения.
II
• Послушайте стихотворение. Назовите его автора.
* * *
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
Пусть она услышит, пусть она поплачет:
Ей чужая юность ничего не значит.
Ну, а если значит — проживёт, не мучась,
Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звянше.
Всё равно не будет то, что было раньше.
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.
(С. Есенин)
• Запишите под диктовку.
• Найдите предложения, в составе которых есть обращения. Как они выделяются на письме?
• Охарактеризуйте обращения, которые встретились в стихотворении С.А. Есенина: распространённое или нераспространённое, простое или риторическое.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Роль риторических обращений в стихотворении С.А. Есенина ““Сыпь, тальянка, звонко...””
Творческие диктанты
I
• Составьте со словом “родина” или со словом “друг” предложения так, чтобы данное слово являлось: 1) обращением; 2) подлежащим; 3) сказуемым; 4) приложением.
II
• Запишите предложения.
1) Учитель поинтересовался, каковы у ребят планы на весенние каникулы. 2) Одноклассники спросили у Кати, пойдёт ли она с ними в краеведческий музей. 3) Классный руководитель посоветовал пятиклассникам познакомиться с книгой Порудоминского “Моя первая Третьяковка”.
• Преобразуйте записанные предложения таким образом, чтобы в них было использовано обращение.