Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Обобщающие слова при однородных членах предложения - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
1) Всё кругом внезапно побагровело: деревья, травы и земля. (И. Тургенев) 2) Вот эта тьма над ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха — всё это полночь. (К. Паустовский) 3) Горы, высившиеся вдали, деревья, хвост лошади — всё постепенно тонуло в сплошной пелене стремительно несущегося потока. (Г. Медынский) 4) В этот вечер всё было необыкновенно для Серафимы: и земля, полная благоухания весны, и небо, играющее малиновыми и золотыми красками, и стволы берёз, окрашенные зарёй в розоватый цвет. (А. Перегудов) 5) В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. (И. Тургенев) 6) Лиственные деревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк.
• Подчеркните однородные члены и обобщающие слова как члены предложения.
• В каком предложении нет обобщающего слова? Начертите схему этого предложения.
• Начертите схемы предложений 1, 2, 6.
• Найдите в предложениях обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обозначьте причину обособления.
• Найдите предложение с необособленным причастным оборотом, выделите его графически, обозначьте причину необособления.
• Найдите предложение с неоднородными определениями, выделите неоднородные определения графически, укажите признак их неоднородности.
• Проведите синтаксический разбор сложного предложения.
• Определите часть речи слова вдали (предложение 3). Докажите, что оно имеет омоним среди самостоятельных частей речи.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2. Чем оно интересно с точки зрения синтаксиса?
II
• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.
Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба...
(Н. Гоголь. “Майская ночь, или Утопленница”)
• Запишите под диктовку, обоснуйте расстановку знаков препинания.
• Проведите синтаксический разбор предложения с однородными членами и обобщающим словом. Начертите его схему.
• Проведите фонетический разбор слова всё.
• Объясните правописание Н, НН в суффиксах имён прилагательных.
III
<...> Каково же “географическое положение” пунктуационных знаков? У них есть три излюбленных места обитания.
Первое — это конец предложения. Здесь поселились четыре знака: вопросительный, восклицательный, точка и многоточие. Второе — граница между простыми предложениями в составе сложного. Знаков, которые здесь обитают, тоже четыре: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Третье — “пространство” внутри простого предложения. Здесь можно встретить не только запятую, двоеточие и тире, но и такие сравнительно редкие знаки, как кавычки, скобки, многоточие.
(Г. Граник, С. Бондаренко)
• Обоснуйте расстановку знаков препинания внутри предложений.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2 из второго абзаца.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Роль однородных членов в речи”.
IV
Тема Родины всегда являлась одной из основных для русских поэтов и писателей. Этот образ вызывает у них лучшие чувства: нежность, восхищение, гордость, уважение. Литературные произведения проникнуты любовью к родной природе. Достаточно вспомнить стихи и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, С.А. Есенина, рассказы и повести И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского. Они любуются бескрайними полями, чистыми извилистыми речками, белоствольными берёзками, лазоревым небом, пушистыми лёгкими облаками. Природа становится символом родного края. Нежная и скромная, она рождает великие строки:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных...
(С.А. Есенин)
Вместе с поэтами и писателями мы невольно любуемся тихой прелестью нашей Родины и испытываем чувство восхищения её красотой.
(По О. Ушаковой)
• Объясните расстановку знаков препинания в записанных предложениях.
• Начертите схему последнего предложения текста.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2 текста. Начертите его схему.
• Выпишите по одному словосочетанию со связью: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Разберите словосочетания.
• Выделите орфограммы в словах: чувства, бескрайними (просторами), хотел бы, затеряться.
• Найдите предложение с неоднородными определениями, определения выделите графически, укажите признак их неоднородности.
Выборочные диктанты
I
1) К утру на землю пал иней. Лежал он и в огороде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве... (Вл. Мирнев) 2) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. (Скребицкий) 3) В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. (И. Тургенев) 4) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. (Я. Некрасов) 5) Снег идёт, и всё в смятенье: убелённый пешеход, удивлённые растенья, перекрёстка поворот. (Б. Пастернак)
• Найдите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова как члены предложения. Начертите схемы этих предложений.
• Проведите полный синтаксический разбор сложного предложения.
• Обоснуйте выбор одной и двух букв Н в суффиксах причастий.
II
Любознательность, любопытство — это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности — нет школы. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций — всё это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и познания.
(В. Сухомлинский)
• Найдите в тексте предложение(-я) с однородными членами и обобщающим словом. Укажите синтаксическую роль обобщающего слова и однородных членов. Начертите схему(-ы) предложения(-й).
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.А. Сухомлинского: “Где нет любознательности — нет школы”. Раскройте авторскую позицию по данному вопросу. Выскажите своё мнение, аргументируйте его примерами из литературных произведений.
Творческий диктант
I
• Запишите начала предложений. Каждое предложение начинайте писать с новой строки.
1) Здесь можно было увидеть самые разные растения ...
2) В нашем городе много достопримечательных мест ...
3) Всюду шла подготовка к празднованию Дня города ...
• Подберите к обобщающим словам однородные члены и допишите предложения, расставляя знаки препинания.
• Перестройте предложение 3 таким образом, чтобы: а) обобщающее слово стояло после однородных членов; б) обобщающее слово стояло перед однородными членами, а после однородных членов предложение продолжалось. Начертите схемы записанных предложений; прокомментируйте расстановку знаков препинания.
Контрольные диктанты
I
Однажды на зимнем рассвете Кипренский возвращался из гостей. Он шёл по мосту через Неву, опустив голову, и ни о чём не думал. Ему хотелось спать. Запоздалая тройка пронеслась мимо. Колкая морозная пыль посыпалась в лицо.
Кипренский очнулся, поднял голову и остановился. То, что он увидел вокруг, было больше похоже на торжественный сон, чем на петербургское утро.
Ночь не хотела уходить из столицы. Она лежала пластами тяжёлого сизого воздуха у подножия зданий и в глубине садов.
Взошло солнце... Летел густой, медленный снег. При ясности неба это казалось непонятным. Чудилось, что снег зарождается в чистом воздухе между землёй и небесным сводом.
Кипренский долго смотрел на торжественное падение снега среди немоты и безлюдья петербургских площадей. Снег осторожно ложился на перила мостов, на меховой ворот шинели и спины спящих извозчиков...
“Как я счастлив, что родился в России”, — подумал Кипренский.
(К. Паустовский)
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор 2-го предложения текста.
2. Найдите в тексте все однородные члены, подчеркните их как члены предложения, определяемые слова возьмите в рамочку.
3. Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.
II
М.А. Врубель вошёл в число крупнейших художников, прославивших русское графическое искусство конца XIX и начала XX века. Его карандашные рисунки, многоцветные акварели отличаются неповторимым своеобразием художественной манеры, отмечены ярким дарованием.
В рисунке “Портрет певицы Н.И. Забелы-Врубель” художник передал целую гамму чувств: и лёгкую насмешку, и гордое достоинство, и живой интерес к окружающему. Погрудное изображение дало возможность художнику всё своё внимание сосредоточить на лице героини. Правильный удлинённый овал лица, красивые черты, пышная высокая причёска, небрежно повязанный на шее бант — всё это передано Врубелем подвижными графическими штрихами. Еле заметные, почти прозрачные штрихи лепят объём лица, переходя в почти живописное пятно, когда художник передаёт лёгкость и воздушность тонких волос, шелковистую ткань банта.
(По Н. Алеевой)
Задания:
1. Начертите схему 1-го предложения второго абзаца.
2. Проведите синтаксический разбор, начертите схему предложения: “Правильный удлинённый овал лица, красивые черты...”
3. Подчеркните в 1-м предложении текста неоднородные определения, в схеме покажите признак неоднородности.
4. Найдите в тексте орфограммы причастий, объясните их правописание.
III
В памятниках архитектуры и культуры, как в эпосе, былинах и песне, выражаются душа и характер народа, его мысли и чувства, его мечты о прекрасном и светлом будущем. Эти памятники олицетворяют историю народа и потому составляют его национальную гордость. Интерес и уважение к своему прошлому, бережное хранение и развитие его — отличительная черта великой нации.
Мы не Иваны, не помнящие родства. Сурово и тяжело жили наши предки. В жарких схватках и сечах уберегли они родную землю от насильников с запада и востока. Они делали это и для нас с вами. С мыслью о нас, далёких потомках, клали они жизни на алтарь отечества; с мыслью о будущем создавали произведения, ставшие бессмертными. И мы будем плохими патриотами, если не будем знать, ценить, ревностно охранять и умножать то, что создано предшествующими поколениями, руками наших отцов.
Народные умельцы, рубившие города, возводившие кремли, соборы, княжеские хоромы, церквушки, сторожевые башни, инженерные сооружения, оставили нам образцы художественного вкуса, в котором воплощены дух и мировоззрение народа, глубинные традиции веков. <.. .>
Мы живём в окружении исторических традиций и обращаемся к истории для обоснования настоящего и во имя утверждения будущего. Беречь прошлое — значит думать о будущем.
(Л. Рудаков)
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор предложения третьего абзаца.
2. Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.
IV
Годы деревенской жизни были для мальчика Петра Семёнова временем маленьких, но чудесных открытий. В поисках растений он уходил в окрестные леса и поля. Рощи открывали ему свои тайны, овраги дарили древние раковины, луговые травы — жуков и бабочек. Он удивлённо смотрел на цветущую липу, дерево гудело от жужжащих пчёл, и гул этот волновал, как живая музыка.
По вечерам он забирался на крышу дома и погружался в тихие мечты. Закат пламенел, на дне реки Рановы глубоко просвечивал сосновые боры. Старые сосны блестели медью. Сумерки нарастали незаметно и плавно, мир и спокойствие наступали со всех сторон. Мальчик напряжённо прислушивался.
В лугах тягуче вздыхала выпь. “Пить-полоть, пить-полоть!” — вскрикивала в поспевающей ржи перепёлка. “Извините — вирр!” — извинялась перед кем-то чечевичка, и мальчику было весело слушать её громкие извинения.
Около него раздавался странный серебряный звук и обрывался тугим щелчком. Жук ударялся в его ладонь и затихал, прикинувшись мёртвым.
Все живые голоса природы: мир таинственных вскриков, вздохов, щелчков, шорохов — вызывали в мальчике томительное, ещё неопределённое желание. Ему хотелось куда-то идти и что-то делать, искать, находить. Природа звала его к себе, и от её неодолимого зова за плечами его будто появлялись крылья...
(По А. Алдан-Семёнову)
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор предложения: “Все живые голоса природы: мир таинственных вскриков, вздохов, щелчков...”
2. Выпишите из второго абзаца по три слова с орфограммами: 1) “Чередующаяся безударная гласная корня” (Ключ: забирался, блестели, нарастали); 2) “Проверяемая безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы в словах.