Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения правильной постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами; использованию предложений с однородными членами, связанными бессоюзной и союзной связью; объяснению, как разграничивать разные функции союза и в предложении. Способствовать формированию навыка правильной постановки знаков препинания при союзе и; правильного использования однородных членов предложения, связанных повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения; разграничению использования повторяющихся союзов при однородных членах и во фразеологических оборотах |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; таблица с примерами качественных и относительных прилагательных; предложения для самостоятельных наблюдений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Составление предложений |
- Рассмотрите таблицу. В каких столбцах приведены примеры качественных прилагательных, в каких - относительных? |
Работают с таблицей. Составляют примеры предложений, объясняют постановку знаков препинания. Перестраивают предложение, соединяя однородные члены союзом; записывают |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи |
|||
Цвет |
Размер |
Форма |
Материал |
|||
белый синий красный зеленый черный |
большой маленький огромный крохотный мелковатый |
круглый овальный квадратный продолговатый прямоугольный |
деревянный стеклянный серебряный шерстяной ситцевый |
|||
- Составьте по 2 предложения с 2-3 определениями из таблицы так, чтобы они были неоднородными или однородными. Как надо расставить знаки препинания? Устно зачитайте предложения. Отмечает наиболее интересный пример предложения с однородными определениями и предлагает его видоизменить и записать. - Перестройте это предложение так, чтобы однородные определения в нем соединялись с помощью союза |
||||||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- К разряду каких союзов относится союз и? - Рассмотрите таблицу на с. 138 и скажите, как делятся сочинительные союзы по значению, составу? - Что вы знаете о знаках препинания между однородными членами, соединенными сочинительными союзами? - Прочитайте теоретические сведения на с. 138 и скажите, что нового вы узнали о постановке запятой между однородными членами, соединенными союзами. |
Работают с теоретическим материалом, отвечают на вопросы учителя. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками работы с учебной статьей, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль учебных действий. |
|||
2. Решение проблемного вопроса, комментированное письмо. |
- Обратите внимание: в таблице есть союз, который может быть соединительным и противительным. Что это за союз? - В упр. 248 найдите предложение, в котором этот союз является противительным. Затем предложение, в котором этот союз является соединительным. Сравните эти предложения. Как будет различаться в них пунктуационное оформление? Почему важно понимать значение союза? - Спишите, оформите запись по образцу, данному в учебнике. |
Выясняют, что союз да может быть соединительными и противительным. Находят в тексте упражнения примеры на каждый случай, сравнивают их. Приходят к выводу, что между однородными членами ставится запятая, если они соединены одиночным противительным союзом да, и не ставится, если они соединены одиночным соединительным союзом да. Убеждаются, что для верной расстановки запятых нужно правильно определять значение союза. Списывают, оформляют запись по данному образцу. |
||||
3. Самостоятельные наблюдения |
- Прочитайте теоретические сведения на с. 140 и назовите причину. - Рассмотрите схемы. Назовите предложения, где союз и соединяет части сложного предложения/одиночный союз и соединяет однородные сказуемые. Обратите внимание на схемы 3 и 4. Что в них общего и чем они отличаются? - Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения; выделите слова, к которым они относятся, составьте схемы. При расстановке запятых опирайтесь на сведения, данные на форзаце учебника. 1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М. Лермонтов.) 2. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой. (А. Пушкин.) 3. Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. Некрасов.) 4. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Ф. Тютчев.) |
Узнают, что союз и может соединять и части сложного предложения, и однородные члены; быть одиночным и повторяющимся. Рассматривают схемы, подбирают соответствующие примеры. При сравнении схем 3 и 4 приходят к выводу, что в них однородные члены соединены повторяющимся союзом и, но в схеме 4 перед первым однородным сказуемым союз и не употребляется; однако это не влияет на постановку запятых, если дальше продолжается перечисление однородных членов этого же ряда с повторяющимся союзом и. Записывают предложения под диктовку учителя. Составляют схемы: 1. [О, О и О] 2. [и О, и О] 3. [О, и О, и О] 4. [О и О, О и О] После составления схем проверяют постановку запятых по схемам, данным на форзаце |
Владеют навыками работы с учебной статьей, базовыми предметными понятиями. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий |
|||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? По схемам, данным на форзаце учебника, расскажите о расстановке знаков препинания между однородными членами, связанными союзами. Домашнее задание: § 43; упр. 253, 254 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |