Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению однородных и неоднородных определений, использованию однородных и неоднородных определений в заданной речевой ситуации, распознаванию употребления в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильной постановке знаков препинания, определению роли однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского замысла |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложение для решения проблемного вопроса; предложения для комментированного письма; слова для словарной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Решение проблемного вопроса. |
- Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выполните его графический разбор. В комнате стоял большой д..ревя(н, нн)ый стол. - Обратите внимание на определения в данном предложении. Они отвечают на один вопрос? (Да.) Относятся к одному и тому же слову? (Да.) Выражены одинаковыми частями речи? (Да.) Однако эти определения не являются однородными. Почему? |
Переписывают предложение, выполняют графический разбор. Отвечают на вопросы учителя. - Эти определения характеризуют разные признаки предмета, поэтому не являются однородными. |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Работа с теоретическим материалом |
- На с. 134 учебника прочитайте теоретические сведения и скажите, как отличить однородные определения от неоднородных? Почему важно уметь это делать? |
Читают теоретические сведения; узнают, что между однородными определениями можно поставить союз и. Приходят к выводу, что важно уметь различать однородные и неоднородные определения, чтобы правильно расставлять знаки препинания |
Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника |
III. Закрепление полученных знаний. 1. Словарная работа. |
- Обратите внимание на слова в рамках. Их правописание нужно запомнить. История возникновения этих слов поможет нам в этом. Поликлиника. Это слово произошло от слияния двух слов: греч. polls“город” и фр. clinigue “больница”. Буквально это слово переводится как “городская больница”. Витрина. Это слово произошло от лат. vitrum “стекло”. Витриной называют застекленное место в магазине, специально оборудованное для показа продаваемых товаров. - Перепишите эти слова в тетрадь. |
Слушают объяснение учителя, переписывают слова в тетрадь. |
Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Внимательно слушают. Осуществляют контроль учебных действий. |
2. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 243. - Запишите предложения, вставляя на месте пропусков определения, обозначающие указанный в скобках признак. Найдите однородные определения и расставьте знаки препинания. |
Подбирают определения по признаку, указанному в скобках. Записывают предложения, расставляя знаки препинания. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями. |
3. Комментированное письмо. |
Читает предложение. |
Участвуют в обсуждении, после обсуждения записывают предложения. |
Внимательно слушают. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями. |
- Назовите однородные или неоднородные определения, объясните наличие или отсутствие знаков препинания. После обсуждения диктует предложения. (См. Ресурсный материал.) |
|||
4. Диктант |
Проводит диктант по упр. 247 |
Записывают текст под диктовку |
Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 42; упр. 245 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
1) Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.)
2) Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)
3) Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени. (К. Паустовский.)
4) В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов-Микитов.)
5) У девушки была длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос. (И. Бунин.)
6) На ней было длинное шелковое платье цвета золотистой луковой шелухи. (И. Бунин.)
7) И вдруг я близехонько увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)
8) Мы переходили речку через длинный каменный мост. (И. Гончаров.)