Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОПРЕДЕЛЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с видами определений, способами выражения согласованных и несогласованных определений; обучения использованию в речи согласованных и несогласованных определений как синонимов, обнаружению несогласованных определений, сочетающих значения определения и дополнения |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; словосочетания для распределительного диктанта; таблица “Определение”; предложения для фронтальной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Повторение пройденного материала. 1. Устный опрос по теме “Дополнение”. 2. Распределительный диктант |
Проводит устный опрос по теме “Дополнение”. - Распределите словосочетания в два столбца: с прямым и косвенным дополнением. Читаю книгу, читаю о герое, думаю о будущем, гулять в лесу, попросил спеть, люблю его, заботиться о старших, прибавить к двадцати пяти, у семерых козлят, разговаривать с раненым, нес раненого, видел их, помню о тебе, помню войну |
Отвечают на вопросы учителя по теме “Дополнение”. Распределяют слова по двум столбцам в соответствии с заданием |
Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия: анализ, синтез. Адекватно реагируют на оценку учителя. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте теоретический материал § 25. - Что вам уже знакомо? - Что для вас оказалось новым? - Необходимо ли дополнить таблицу? Чем? (См. Ресурсный материал.) |
Анализируют материал, предложенный в учебнике и таблице, находят новые факты об определении, дополняют таблицу. |
Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя. |
2. Эвристическая беседа |
- На доске записаны две пары словосочетаний. Прочитайте их. Бегущего (человека); зелёную (лампу). (Человек) с карими глазами (дом) напротив. - Сравните их. В чем их сходство, а в чем различия? - Сделайте вывод: если в первом случае определение согласуется с существительным в роде, числе и падеже, как мы его будем называть? (Согласованным.) А во втором случае? (Несогласованным.) - Составьте самостоятельно схему “Виды определения” (1 ученик работает у доски) |
Работают со словосочетаниями, сравнивают их. Приходят к выводу, что в них есть определения, но они различаются: 1-я пара - 1) форма существительного = форме определения; 2) способ связи - согласование; 2-я пара - 1) форма существительного = форме определения; 2) способ связи - управление и примыкание. Знакомятся с терминами согласованные и несогласованные определения. Составляют схему. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из схемы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
IV. Закрепление изученного материала. 1. Фронтальная работа. 2. Списывание с творческим заданием |
- Найдите определение, укажите его вид в предложениях (письменно). 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще. 4) Я совершенно утратил способность писать. 5) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 6) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.) Дает задание выполнить упр. 137 |
Записывают предложения, находят определения, указывают их вид. Переписывают предложения, заменяя (там, где это возможно) согласованные определения несогласованными |
Осуществляют логические действия. Владеют навыками контроля учебных действий, базовыми предметными понятиями. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников. Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы. Осуществляют поиск решения задачи творческого характера |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Опираясь на схему, расскажите о согласованных и несогласованных определениях. Домашнее задание: § 25; упр. 135 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
Ресурсный материал
Определение
Вопрос |
Способ выражения |
Примеры |
Вопросы определения (какой? чей?) |
1. Прилагательное в полной форме. 2. Причастие в полной форме или причастный оборот. 3. Местоимение. 4. Числительное в косвенном падеже. 5. Наречие. 6. Н. ф. глагола. 7. Словосочетание |
1. Красивая девушка. 2. Летящий самолет. 3. Мой портфель. 4. В пятом классе. 5. В доме напротив. 6. Мечтали о возможности (какой?) летать. 7. Человек высокого роста |