РОЛЬ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ДОПОЛНЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

РОЛЬ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ДОПОЛНЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с второстепенным членом предложения - дополнением; обучения распознаванию дополнений в предложении, определению их вида и способов выражения, разграничению употребления неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использованию в речи прямых дополнений, выраженных существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознаванию дополнений, выраженных словосочетаниями, разграничению прямого дополнения и подлежащего

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; таблица “Дополнение”; предложение для фронтальной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Ставит проблемные вопросы, просит учеников найти ошибкоопасные места

Выполняют работу над ошибками

Умеют слушать. Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

2. Работа с предложением.

Проводит беседу по вопросам учебника на с. 71-72.

- Запишите предложение: И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницей журавлей.

- Подчеркните грамматическую основу. Докажите, что второстепенные члены играют в предложении невторостепенную роль.

- На с. 72-73 учебника прочитайте сведения о второстепенных членах предложения.

Отвечают на вопросы учебника о второстепенных членах предложения.

Записывают предложение, подчеркивают грамматическую основу. Выделяют грамматическую основу предложения и приходят к выводу, что второстепенные члены уточняют смысл предложения, конкретизируют его, придают художественную образность, поясняют другие члены предложения. Подтверждают свою мысль теоретическими сведениями учебника.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на проблему. Извлекают необходимую информацию из учебной статьи, ответов сверстников. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы.

3. Работа с теоретическим материалом

- Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.)

- Что вы уже знали о дополнении?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Прочитайте § 24.

- Что еще можно добавить в таблицу?

- Какие виды дополнений существуют?

- Как их различать?

- С помощью материала учебника составьте самостоятельно схему “Виды дополнений”

Анализируют таблицу. Обобщают уже известные сведения, дополняют их новыми сведениями из учебника. Составляют схему “Виды дополнений”. Один ученик работает у доски.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы, схемы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем

IV. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

2. Творческая работа

Дает задание выполнить упр. 124, 129.

- Найдите неправильно употребленные дополнения в упр. 130 и отредактируйте

Выполняют упражнения; учатся видеть дополнения в тексте, отличать прямые дополнения от косвенных.

Находят ошибки в употреблении дополнений, исправляют их

Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Какую роль играют второстепенные члены в предложении?

- Опираясь на схему, расскажите о прямых и косвенных дополнениях.

Домашнее задание: § 23, 24; упр. 128

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий

Ресурсный материал

Дополнение

Вопрос

Способ выражения

Примеры

Вопросы косвенных падежей (кроме Им. п)

1. Существительное в косвенном падеже.

2. Местоимение в косвенном падеже.

3. Числительное в косвенном падеже.

4. Наречие (в значении сущ.).

5. Н. ф. глагола.

6. Прилагательное (в значении сущ.) в косвенном падеже

1. Дали ложку.

2. Дали мне.

3. Делить на пять.

4. Завтра не будет похоже на сегодня.

5. Прошу говорить.

6. Вспоминали о прошлом






Для любых предложений по сайту: [email protected]