Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического объяснения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для цифрового диктанта; орфографический словарь; таблица “Тире между подлежащим и сказуемым” |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Актуализация опорных знаний. Цифровой диктант |
На доске выведены на слайд предложения. (См. Ресурсный материал.) Задание: 1-й ряд - выписать номера предложений с простым глагольным сказуемым; 2-й ряд - с составным глагольным сказуемым; 3-й ряд - с составным именным сказуемым |
Выписывают номера предложений в соответствии с заданием |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников |
|
III. Работа по теме урока. 1. Лингвистическая разминка. 2. Работа с таблицей |
- Докажите, что в предложении слово исповедь является составным именным сказуемым: Язык - исповедь народа. - Рассмотрите таблицу и назовите другие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым |
- В данном предложении составное именное сказуемое состоит из нулевого глагола-связкиесть и слова исповедь. Нулевая связка опускается, и вместо нее ставится тире. Анализируют таблицу, называют случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым и случаи отсутствия тире. Составляют примеры и записывают их в тетрадь |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самостоятельной работы. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач |
|
Ставится |
Не ставится |
|||
сущ. в им. п. - сущ. в им. п. |
личн. мест. сущ. в им. п. |
|||
н. ф. гл. - н. ф. гл. |
сущ. в им. п. не сущ. в им. п. |
|||
н. ф. гл. - сущ. в им. п. |
при обратном порядке гл. членов |
|||
сущ. в им. п. - н. ф. гл. |
гл. члены входят в состав фразеол. оборота |
|||
числит. - сущ. в им. п. |
прилаг. или словосочет. |
|||
числит. - числит. |
наречие сущ. в им. п. союз сущ. в им. п. частица, вводное слово (как, будто, словно, как будто, точно и другие) |
|||
вот это значит |
||||
- Запишите по одному примеру для каждого случая |
||||
IV. Закрепление изученного материала. 1. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 116. |
Списывают текст упражнения, расставляют знаки препинания, графически выделяют главные члены предложения, определяют, какой частью речи они выражены, объясняют постановку или отсутствие тире между главными членами предложения. |
Владеют навыками самостоятельной работы, контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. |
|
2. Диктант |
- Объясните постановку тире в тексте упр. 120. - Раскройте скобки, применяя необходимые правила. В случае затруднений обращайтесь к словарю. - Запишите текст под диктовку |
Объясняют постановку тире; раскрывают скобки, применяя необходимые правила; обращаются к орфографическому словарю. Пишут текст под диктовку |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самостоятельной работы, контроля и оценки учебных действий |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Опираясь на таблицу, расскажите все, что узнали о тире между подлежащим и сказуемым. Домашнее задание: § 22, упр. 115 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют способами конструктивного взаимодействия. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал
1. Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года.
2. Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная.
3. “Аргументы и факты” - интересная газета.
4. Двадцать делится на два.
5. Четверо ребят отправились на рыбалку.
6. Новичку это явление кажется странным.
7. Яхты на колесах - удивительное зрелище.
8. Сегодня мы будем тренироваться в зале.
9. Через месяц путешественники появились в Москве.
10. Ящериц кругом было много.
11. Я хочу поговорить с ним об этом.
12. Средняя скорость ветра - двадцать километров в час.
13. Он собирался написать письмо отцу.
14. Мы будем вместе решать эту проблему.
15. Удочки подбрасывала резвая волна.
16. Летние ночи Петербурга - это непрерывная вечерняя заря
17. В лицо мне дышит свежая трава.
18. В комнате было тихо, темно и очень душно.
19. Иметь хороший почерк - одно из правил вежливости.
20. Утро ясное, солнечное.
21. Читать вечером книги - мое любимое занятие.