Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с основными элементами составного именного сказуемого (именная часть и глагол-связка), со способами выражения именной части; обучения нахождению составного именного сказуемого, определению способа выражения именной части, разграничению простого глагольного сказуемого, выраженного глаголом быть, и составного именного сказуемого с глаголом-связкой быть, использованию синонимических вариантов сказуемого с учетом речевой ситуации. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Мета предметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложение на доске для лингвистической разминки; схема “Составное именное сказуемое”; предложения для творческой работы и записи под диктовку |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
ІІ. Работа по теме урока. 1. Лингвистическая задача. |
- Определите сказуемое в предложении. Он был у нас вчера. - Проверьте себя. Для этого опустите второстепенные члены, оставив только грамматическую основу. Он был. Какое сообщение несет в себе грамматическая основа? - Определите сказуемое в следующем предложении. У нее были голубые глаза. - Проверьте себя. Назовите грамматическую основу. Почему в этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только словобыли? - Определите сказуемые в предложениях. Книга оказалась в портфеле. Чашка оказалась разбитой. |
Записывают предложение. Выделяют сказуемое. Выясняют, что в сообщении говорится о наличии определенного объекта. Записывают предложение. Выясняют, что в сообщении говорится о наличии не определенного объекта (в данном случае глаз), а определенных свойств этого объекта. |
Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Постановка учебной цели. |
- В записанных предложениях определите, какой частью речи выражены сказуемые. - Посмотрите на схему и скажите, к какому виду сказуемых можно отнести каждый пример: - Почему ни одно сказуемое из предложенных примеров нельзя отнести к составному глагольному? - Какой вид сказуемых мы сегодня будем изучать? |
Определяют части речи. Рассматривают схему. - Сказуемые были голубые и оказалась разбитойне относятся к составным глагольным, потому что вторая часть не выражена инфинитивом. Формулируют тему урока. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач. |
3. Работа с теоретическим материалом |
- Прочитайте теоретические сведения на с. 64 учебника. Что общего у составного именного и составного глагольного сказуемого? Чем составное именное сказуемое отличается от составного глагольного? - Перенесите эту схему в тетрадь: |
Анализируют теоретический материал |
Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
III. Закрепление изученного материала. 1. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 107. - Спишите текст, подчеркните грамматические основы; обозначьте составные именные сказуемые и часть речи, которой выражена именная часть. |
Выполняют упражнение. |
|
2. Работа по вариантам. |
Дает задание выполнить упр. 108. |
I вариант - выписывают два любых предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть; II вариант - выписывают предложения с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть. |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия. |
3. Творческая работа. |
- Вставьте вместо простого глагольного сказуемого составное именное. Запишите только исправленный вариант предложения. Образец: Улица опустела. Улица стала пустой. 1. Мальчик быстро взрослеет. 2. Брат руководит группой. 3. Небо темнеет. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. |
4. Запись под диктовку |
- Запишите предложения. Выделите грамматические основы, определите вид сказуемого: 1. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Она будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой |
Записывают предложения, определяют грамматическую основу, над сказуемыми указывают их вид |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- По схеме, записанной в тетради, расскажите все, что узнали о составном именном сказуемом. Домашнее задание: § 21, упр. 111 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу |