Портретный очерк - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Портретный очерк - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Цели: совершенствовать навыки устной речи; углублять знания о публицистике и её жанрах; показать характерные особенности портретного очерка; развивать речевую компетентность, навыки анализа текста, навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: знание признаков публицистического стиля и особенностей его жанров; владение элементами анализа текста; умения искать и находить информацию в разных источниках, анализировать и создавать устный и письменный портретный очерк, описывать произведения живописи.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Работа по теме уроков

1. Повторение сведений о публицистическом стиле речи

— Каковы средства публицистического стиля?

— Назовите важнейшие черты этого стиля.

— В чём вы видите языковые особенности публицистического стиля?

2. Понятие о жанре очерка

Что такое очерк? Обратимся к словарям и выберем подходящие значения.

• Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. (Толковый словарь русского языка)

• Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь)

3. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 209, 210, 212).)

4. Слово учителя

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты её разрешения.

Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и даёт ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, характерны для художественного стиля речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).

В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным и т. д. Иногда характерные черты этих видов очерка могут соединяться.

Портретные очерки (например, “А. М. Горький в воспоминаниях современников”, “Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников”) часто сближаются с мемуарной литературой и пользуются большой популярностью.

Героем портретного очерка должен быть конкретный человек, необязательно известный или выдающийся. Портретная характеристика в этом типе очерка — понятие более широкое, чем то, к которому мы привыкли. Она может включать и описание внешности, и “внутренний” портрет: характер человека, его поведение, настроение, взгляды, чувства и т. д., и описание обстановки, окружения героя; яркие эпизоды, характеризующие его личность.

III. Закрепление изученного материала

1. Упр. 370 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 371 — чтение, обсуждение вопросов.

3. Упр. 372 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

4. Упр. 374 — чтение, обсуждение вопросов.

5. Упр. 376 — чтение, устное рецензирование.

6. Упр. 373, 375 — обсуждение домашнего задания.

IV. Подведение итогов урока

— Какие приметы очерка вы могли бы выделить?

— Какова композиция портретного очерка?

— Какой тип речи характерен для портретного очерка?

Домашнее задание

1. § 42.

2. Упр. 373, 375.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упражнения 373, 375 — чтение и обсуждение портретных зарисовок (черновиков очерка).)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 380, 381 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, составление и обсуждение сложного плана текста.

2. Упр. 382 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

IV. Подведение итогов урока

— Как определить основную мысль текста?

— Как построить сложный план текста?

— С какими речеведческими терминами вы познакомились в разделе “Речь”? (Речевая деятельность, речевая ситуация, интонация, лексический повтор, последовательная и параллельная связь, “данное” и “новое” в предложениях, коммуникативное намерение, репортаж, портретный очерк.)

Домашнее задание

1. § 42.

2. Закончить работу над портретным очерком.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение портретных очерков.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 377 — знакомство с репродукцией картины Б. Кустодиева, чтение фрагментов очерка В. Липатова, обсуждение вопросов и заданий, составление и обсуждение тезисного плана текста.

2. Упр. 378 — чтение и обсуждение текста.

3. Упр. 379 — сочинение по картине.

IV. Подведение итогов урока

— Портретный очерк какого человека вы хотели бы написать?

Домашнее задание

1. § 42.

2. Закончить сочинение по картине.






Для любых предложений по сайту: [email protected]