Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Предложения с косвенной речью. Практическое занятие - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Цель урока: закрепить навык перевода прямой речи в косвенную, закрепить навык постановки знаков препинания при прямой речи; прививать навыки анализа текста.
Методические приемы: работа над речевыми нормами, выразительное чтение, объяснение учителя, творческий диктант.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Орфография. Какие слова пишутся через дефис?
1) юго...западный, 2) бок... о... бок, 3) железно...дорожный, 4) чуть... чуть, 5) как... будто, 6) светло... зеленый, 7) русско... английский. (Ответ: 1, 4, 6, 7.)
II. Проверка домашнего задания
— В чем смысловое отличие прямой речи от косвенной? (Косвенная речь отличается по интонации: она теряет эмоциональность, оттенки смысла, так как не передает всех особенностей прямой речи.)
Упр. 402: чтение преобразованных предложений («по цепочке»).
III. Работа над речевыми нормами
Упр. 403.
Примечание. Часто в предложениях с косвенной речью неправомерно употребляют указательное местоимение «то»: Он сказал то, что не придет сегодня. Мне сказали то, что я должен оформить документы. Уберем частицу «то», и предложение будет исправлено.
Сравним: Он сказал то, чего никто не ожидал. Мне сказали то, что меня удивило. В этих предложениях указательное местоимение «то» необходимо: на него падает логическое ударение, оно несет смысловую нагрузку, является членом предложения (дополнением). Кроме того, последние два предложения не содержат косвенную речь. Местоимение «то» заменяет информацию о чужой речи, но не раскрывает ее.
IV. Творческий диктант по теме «Прямая и косвенная речь»
Записать предложения, перестроить их; объяснить постановку знаков препинания:
1. «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним». (Слова автора перенести в конец предложения.)
2. Недаром говорится: дома и стены помогают. (Записать в виде Предложения с косвенной речью.)
3. Водитель автобуса попросил: «Уважаемые пассажиры! Оплатите Проезд!» (Записать как предложение с косвенной речью.)
4. Сотрудник Гидрометцентра сообщил, что в ближайшие дни погода существенно не изменится. (Записать как предложение с прямой речью, разорванное словами автора.)
5. Мама сказала, что очень волновалась за меня. (Записать как предложение с прямой речью; передать в прямой речи эмоции, заменить глагол речи в словах автора.)
Примечание. Отметим, что предложение № 13 желательно записать без оформления прямой речи, так как оно передает поговорку, то есть сообщение, имеющее обобщающее значение.
Домашнее задание
§ 36; выписать из художественного текста предложения с прямой речью, переделать в предложения с косвенной речью.