Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
Цель урока: закрепить знания об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, подготовиться к проверочной работе.
Методические приемы: тренировочные упражнения, пояснения учителя, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Определить род имен существительных: тюль, шампунь, фальшь, задира, Сочи, кофе, сани, судья, яблоко, неряха, шимпанзе, жердь, Дели, повидло, рефери, рояль, диван-кровать, какао.(Ответ: слова мужского рода — тюль, шампунь, Сочи, кофе, судья, шимпанзе, Дели, рефери, рояль, диван-кровать; среднего рода — яблоко, повидло, какао; женского рода — фальшь, жердь; общего рода — задира, неряха; род не определяется — сани.)
II. Проверка домашнего задания
Упр. 385: два-три ученика читают свои варианты доказательства, остальные дополняют.
Примерный вариант доказательства тезиса:
«Книги — наши верные друзья»
О том, что книги — наши друзья, мы слышим с детства и принимаем этот тезис без доказательств. Попробуем все же привести аргументы в пользу этого тезиса. Во-первых, как и с друзьями, с книгами интересно общаться. С хорошей книгой не хочется расставаться. Перечитывая ее, ты не только радуешься встрече с известным, но и открываешь для себя всё большую глубину книги.
Во-вторых, книга открывает тебе неизвестные стороны твоего характера, твоей натуры. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Можно немного переиначить выражение, и оно останется справедливым: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Хорошая книга требует и хорошего, внимательного читателя.
В-третьих, книга может утешить, как добрый друг, может поднять настроение, рассмешить или заставить задуматься.
В-четвертых, из книг мы перенимаем новые сведения, узнаем различные факты, подобно тому как от друзей узнаем новости. Наконец, книга никогда тебя не бросит, не предаст, а вот друзья не всегда оказываются настоящими, верными, бывает, к сожалению, и по-другому.
Следовательно, действительно, книги наши друзья, наши верные друзья. И беречь их мы должны, как настоящих друзей.
III. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
1. Упр. 383: комментированное письмо.
2. Упр. 387 — устно.
3. Задание: найти в любом учебнике (кроме учебника русского языка) предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями. Записать по 2-3 предложения на каждый случай, сделать синтаксический разбор предложений.
4. Пояснения учителя.
Некоторые слова, в зависимости от контекста, могут быть вводными или только походить на вводные (например, слово «однако»). Сравним:
1) Никто, однако, не знал лес так, как он.
2) Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.
В первом примере «однако» — вводное слово, во втором это союз, синонимичный союзу «но».
Другой пример — слово «значит». Сравним:
1) Экзамен будет сложным, значит, к нему надо серьезно готовиться.
2) Это письмо значит для меня очень многое.
В первом примере «значит» — вводное слово, во втором — сказуемое.
Домашнее задание.
Вопросы для повторения на с. 175; упр. 386.