Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Подлежащее - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц.
Методические приемы: анализ письменных работ; объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и разбор двух-трех сочинений-описаний.
II. Объяснение нового материала
1. Беседа. Слово учителя.
Тема нескольких уроков — «Двусоставные предложения» — не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое. (Ответы учеников, устное выполнение упр. 115.)
В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.
— Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы учеников.)
— А кто действует в следующих предложениях? (они написаны на доске):
Загородный лес пересечен множеством тропинок. Задача решена программистом с помощью компьютера. (В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее не должно зависеть от других членов предложения и отвечать на вопросы кто? или что?)
— Еще один вопрос: чем может быть выражено подлежащее? (Ответы учеников.)
На самом деле, в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитан материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.
2. Изучение теоретического материала учебника (§ 11, с. 56).
3. Упр. 116 (устно): определение способов выражения подлежащего.
4. Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего» (см. табл. на с. 40). (Используем материал упр. 116. По желанию ученики придумывают свои примеры.)
III. Практические задания
Упр. 117, 118, 119 (однословные подлежащие и подлежащие, выраженные словосочетаниями) — устно, «по цепочке».
Комментарий к упр. 118: обратить внимание учеников на разницу форм глаголов в главных и в придаточных предложениях. Местоимение «кто» требует единственного числа глагола: Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.
Способ выражения подлежащего
Способ выражения подлежащего |
Пример |
Существительное в им. п. |
Солнце светит всем. |
Местоимение в им. п. |
Мы никогда не ссоримся. |
Числительное в им. п. |
Двенадцать делится на шесть. |
Прилагательное или причастие в значении существительного |
Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание. |
Неопределенная форма глагола |
Курить — здоровью вредить. |
Наречие |
Очевидно не значит верно. |
Междометие |
Вдали послышалось ку-ку. |
Неделимое словосочетание |
Прошло несколько дней. |
IV. Словарная работа
Выписать слова в рамках: большинство, меньшинство, репетиция, режиссер. Составить предложения данными словами в роли подлежащих.
Домашнее задание.
§ 11; упр. 116 (письменно).