Описание памятника архитектуры - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Описание памятника архитектуры - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель урока: совершенствовать навыки устной речи, расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.

Примечание: если позволяет время, следует выделить на эту тему два сдвоенных урока.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

— Расскажите о порядке слов в предложении и его значении.

— Каковы функции порядка слов в предложении?

— Что такое логическое ударение?

— Как связаны логическое ударение и интонация?

2. Упр. 105 — взаимопроверка; фонетический и морфологический разборы — на доске (4 человека); в это время устные задания и разбор слова по составу — «по цепочке».

3. Словарный диктант (по упр. 107).


II. Слово учителя

Тему урока развития речи вы можете угадать по содержанию второй части упр. 107: описание памятника архитектуры. Мы уже делали подобную работу: вспомните описание картины Мешкова, описание Триумфальной арки. Сегодня почитаем о некоторых достопримечательностях нашей страны и подготовимся к описанию памятника архитектуры нашего города, нашего края.


III. Работа с учебником

1. Самостоятельная работа по упр. 108 и 109 (по вариантам).

2. Выразительное чтение текстов упражнений, ответы на вопросы, составление плана.

3. Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.


IV. Устное описание картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» (задания упр. 110).

Вариант выполнения задания

Смысл названия картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» в соединении исторического имени нашей страны с определением, которое обозначает самое сердце Руси. На картине типично русский пейзаж — неброский, неяркий, спокойный, дышащий умиротворением: чуть холмистый рельеф, тихая речка, куртины деревьев, лес, деревенька с церковью. Древнее название «Русь» подчеркивает неизменность, вечность, постоянство характера пейзажа, характера самой русской земли. Этот смысл усиливается инверсией (обратным порядком слов).


V. Описание памятника архитектуры

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста — публицистический, тип речи — описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце — цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.


Домашнее задание.

Описание памятника архитектуры города (упр. 114).






Для любых предложений по сайту: [email protected]