Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Функции наречий в тексте - Наречие в тексте - Текстоведение
Цели урока: 1) формировать представление о роли наречий как выразительного морфологического средства в художественном тексте; 2) тренировать учащихся в проведении пунктуационного анализа текста.
I. Синтаксическая роль наречий в предложении (проверка домашнего задания)
Попросим учеников выразительно прочитать стихотворение А. А. Фета и предоставим возможность желающим высказаться в соответствии с заданием 2 упражнения 606.
После этого ученики закрывают учебники и записывают текст стихотворения под диктовку учителя. По своему усмотрению учитель может предложить следующие задания.
1. Подчеркните наречия и слова категории состояния как члены предложения.
2. Составьте схему первого предложения стихотворного текста.
3. Выпишите из текста предложение Земля и небо – всё одето каким-то тусклым серебром. Проведите полный синтаксический разбор этого предложения.
4. Из первой строфы стихотворения выпишите сравнение.
II. Роль наречий в художественном описании (текст на с. 57, упр. 607)
Проведём совместную работу с заданием 1 упражнения 607, порекомендовав учащимся подробно комментировать пунктуационное оформление предложений. Попросим ребят подчеркнуть все наречия как члены предложения.
Важно, чтобы семиклассники в процессе работы с заданием 2 упражнения 607 отметили роль наречия как выразительного морфологического средства при создании описания предметов, действий, душевного состояния человека. Ещё раз обратим внимание учеников и на роль наречия как средства связи простых предложений в составе сложноподчинённых (во втором предложении текста) и средства связи предложений в тексте («Так же тяжело сползают...»).
В качестве дополнительного задания предложим ученикам показать морфемный состав наречий (прочн-о, больш-е, без-жал-ост-н-о, ночь-ю, на-сторож-ённ-о, как, резк-о, постоянн-о, непременн-о, тих-о, из-редк-а, тяж-ел-о, физич-еск-и, так, тяж-к-о, по-сверч-ин-ому, не-спеш-н-о), а затем записать наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом (изредка, по-сверчиному), в составе словообразовательных пар.
Д. з.: 1) упр. 608; 2) по желанию – упр. 610.