Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Синтаксическая роль наречия (повторение и обобщение) - Наречие в словосочетании и предложении - Текстоведение
Цели урока: 1) обобщить сведения о роли наречий в словосочетании и предложении; 2) совершенствовать умение учащихся проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений с наречиями.
I. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении (повторение – проверка домашнего задания)
Чтобы определить, как ученики слабого класса усвоили сведения о роли в предложении вопросительно-относительных местоимений и дать дополнительные разъяснения, учитель может заменить задание пересказать текст на с. 54 заданием ответить на следующие вопросы по содержанию этого текста:
- Каков состав группы вопросительно-относительных наречий?
- В чём сходство вопросительных и относительных наречий?
- Чем различаются синтаксические функции вопросительных и относительных наречий?
- В какую часть сложноподчинённого предложения входят относительные местоимения? Почему они называются союзными словами?
- Как вы думаете, почему относительные местоимения имеют такое название?
Чтобы потренировать учеников в использовании относительных наречий и определении их синтаксической роли в предложении, предложим им следующее задание.
Задание. Используйте данные простые предложения для построения сложноподчинённых предложений, присоединяя придаточные части с помощью соответствующих относительных наречий.
1) Семиклассники посетили музей, где (куда, откуда) ... . 2) Врач определил, почему (отчего) ... . 3) Прохожий поинтересовался, куда (где, как, когда) ... . 4) В дверь позвонили как раз в тот момент, когда ... .
II. Различение наречий и слов категории состояния (текст на с. 56, упр. 603)
Предложим учащимся составить устное высказывание на основе схемы в упражнении 603, а затем проверить свои знания и повторить необходимые сведения о словах категории состояния, внимательно перечитав текст на с. 17.
По указанию учителя отдельные примеры использования наречий и слов категории состояния, выбранные из упражнений 500, 501, 511, ученики записывают в тетради и подчёркивают эти слова как члены предложения.
III. Использование наречий в роли определений (текст на с. 56, упр. 604)
Прежде чем ребята внимательно прочитают текст на с. 56, попросим их вспомнить, каково общее грамматическое значение наречий, и показать это на примерах, а ученикам слабого класса предоставим возможность воспользоваться предварительно сделанной на доске записью, например: бежать (как?) вприпрыжку, (в какой степени?) очень быстро, котлета (какая?) по-киевски.
Учебная игра. Предложим ученикам поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и содержанию предложение, составленное со словосочетаниями из рубрики «Обратите внимание!» (упражнение 604).
IV. Различение грамматических омонимов, омофонов (упр. 597, 602)
Выполняя задание 1 упражнения 597, ребята назовут омофоны (в растяжку – в растяжку, досада – до сада, помаши нам – по машинам) и грамматические омонимы – омоформы (домой – глагол в повелит. накл. и домой – наречие).
По усмотрению учителя можно сначала попросить учеников устно объяснить постановку знаков препинания в стихотворных текстах (задание 3), а после записи их под диктовку и самопроверки определить синтаксическую роль наречий (вторая часть задания 2) и объяснить постановку знаков препинания графически.
Постараемся в ходе анализа примеров, приведённых в упражнении 602, добиться, чтобы ребята поняли сущность процесса перехода наречий в разряд существительных: утраты значения признака действия и приобретения предметного значения. Попросим учеников записать примеры в тетрадь и подчеркнуть субстантивированные наречия (термин не вводится) как член предложения. Важно, чтобы учащиеся сумели правильно квалифицировать наречие сегодня в последнем предложении.
Д. з.: 1) упр. 606 (1, 2) с дополнительным заданием: подготовиться к записи под диктовку; 2) по желанию - упр. 606 (3).