Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Морфологические средства выразительности (продолжение) - Языковые средства выразительности - Текстоведение
Цели урока: 1) расширять и углублять представление учащихся о выразительных возможностях морфологии; 2) формировать представление о роли грамматики в речевом общении.
I. Использование выразительных возможностей морфологии при создании описания и повествования (проверка домашнего задания)
Предложим отдельным ученикам прочитать домашнее сочинение-миниатюру и сделать вывод, какие выразительные морфологические средства были использованы для создания описания (упр. 429) и повествования (упр. 433).
Одна из форм проверки знания орфографического минимума – самодиктант: учащиеся вспоминают, написание каких словосочетаний они объясняли и запоминали, работая с упражнением 410, и по очереди их называют, диктуя одноклассникам. Учитель напоминает те словосочетания, которые не были названы. После записи учитель по своему усмотрению проводит само-, взаимопроверку или традиционную проверку работ.
II. Выразительные возможности глагола (упр. 431, текст на с. 170, упр. 434)
В случае затруднения учеников слабого класса поможем им понять: приведённые в упражнении 431 высказывания объединены мыслью о том, что глагол, обозначая действие, делает высказывание ярким и динамичным; правильно выбранный глагол помогает создать живой запоминающийся образ.
Попросим учащихся составить схемы предложений с тире между главными членами и сделать вывод о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в предложениях, соответствующих этим схемам (оба главных члена – существительные в именительном падеже, оба главных члена выражены инфинитивом).
Напомним ребятам, что в ответе по теме задания 1 упражнения 434 нужно воспользоваться содержанием прочитанного текста из рубрики «Обратите внимание!» (с. 170).
После того как деформированный текст будет восстановлен, попросим учащихся ещё раз его выразительно прочитать, рассмотреть иллюстрацию на с. 170 и соотнести её с соответствующим текстовым фрагментом. По своему усмотрению учитель может предложить ученикам устно описать художественную фотографию, дополнив прочитанный текстовый фрагмент описанием игры солнечных лучей, украшенной сеткой паутины зелени, а также трудолюбивого мастера-паука.
III. Выразительные возможности местоимений (упр. 430)
В процессе обсуждения использованного Чеховым в тексте «Моя «она»» приёма обманутого ожидания, подведём учеников к пониманию, что этот приём использован, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя, заставить его непредвзято, свежим взглядом посмотреть на знакомое ему явление и представить это явление более ярко, в необычном ракурсе, позволяющем обнажить все его неприглядные стороны. Использование такого приёма писателем нередко заставляет читателя вернуться к описанию, чтобы ещё раз соотнести уже известное явление с теми характеристиками, которыми наделяет его автор.
Акцентируем внимание учащихся на том, как создаётся этот приём: замещаемое местоимением существительное оказывается в постпозиции по отношению замещающему его местоимению и, таким образом, описываемый предмет до последнего момента оказывается неназванным, в тексте присутствует лишь указание на его существование.
IV. Роль грамматики в речевом общении (упр. 436, 437)
Познакомившись с содержанием приведённого в упражнении 436 текста, семиклассники определят его принадлежность к научному (учебно-научному) стилю и отметят использование в нём всех типов речи.
Проследим, чтобы в процессе обсуждения высказывания Л.В. Щербы в ответах учеников прозвучала мысль о том, что определённое содержание высказывания (мысль) требует соответствующей формы – подбора не только лексических единиц, но и соответствующей синтаксической конструкции, которая продиктует порядок и способы связи необходимых для выражения мысли словоформ. Предложим ребятам попытаться объяснить, какое обобщённое значение выражает составленная учёным фраза, и подведём их к выводу, что грамматика диктует законы построения предложений и способствует выражению смысла высказываний.
По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся сильного класса возможность самостоятельно охарактеризовать морфологические признаки искусственно созданных слов, а затем сверить свои записи с записями, сделанными на доске отдельными учениками, и поучаствовать в совместном обсуждении.
В тетрадях семиклассников появится следующая запись.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.)
Глокая – качественное прилагательное в полной форме, им.п. ед. ч. жен. р.; куздра – одушевлённое нарицательное существительное жен. рода, I скл.; в им. п. ед.ч.; штеко – наречие, не изменяется; будланула – переходный невозвратный глагол соверш. вида, I спр.; в изъявительном наклонении, прошедшем времени, ед. ч., ж. р.; бокра - одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, II скл.; в вин. п. ед. ч.; кудрячит - переходный невозвратный глагол несоверш. вида, II спр.; в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице ед. ч.;бокрёнка - одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, II скл.; в вин. п. ед. ч.
Выполнив работу, учащиеся ещё раз сделают вывод, что грамматические признаки слов определяются по грамматическим и словообразовательные морфемам, а также по позиции в предложении, поэтому для определения этих признаков не нужно знать лексические значения слов. Построенные по существующим в русском языке моделям слова изменяются и соединяются в предложения в соответствии с законами грамматики, так же как все слова языка подчиняются этим действующим в языке законам.
Д. з.: 1) упр. 435 с дополнительным заданием – подготовиться к записи текста упражнения под диктовку; 2) индивидуальное задание – упр. 439 (см. примечание).
Примечание. Предложим двум-трём учащимся подобрать по одному-два примера (по усмотрению ученика) в соответствии с заданием упражнения.