Морфологические средства выразительности - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Морфологические средства выразительности - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о морфологических средствах выразительности и формировать умение определять их роль в художественном тексте; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста.


I. Лексические средства выразительности (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим желающим выразительно прочитать стихотворение Дмитрия Кедрина (упражнение 419) наизусть и назвать использованные в нём выразительные средства.


II. Выразительные возможности прилагательных и причастий (упр. 426, 427, 431)

Поможем семиклассникам понять, что светлую грусть, вызванную образами из далёкого детства, Дмитрию Кедрину удаётся передать с помощью безличных глаголов-синонимов мерещитсяи чудится, а также с помощью такого приёма, как лексический повтор глагола (мерещится)и прилагательных (ясное-ясное, тихое-тихое, узкая-узкая, дальняя-дальняя). Повтор прилагательных помогает выразить силу и яркость детских впечатлений.

Объясняя лингвистический смысл рисунка (упражнение 427), ребята отметят, что существительное называет предмет, обычно не давая ему характеристик, а использование прилагательного помогает этот предмет «расцветить»: указать его свойства, признаки и особенности.

Эту мысль учащиеся получат возможность развить в процессе анализа художественной функций прилагательных и причастий в описании, приведённом в упражнении 428.

Работу с деформированным текстом упражнения 428 проведём в форме комментированного письма, предложив ученикам в процессе пунктуационного анализа называть и подчёркивать грамматические основы предложений и те члены, которые осложняют структуру и семантику предложений или их частей.

В качестве дополнительных можно предложить следующие задания (одно-два по выбору учителя).

1. Проведите фонетический разбор словоформы галерею.

2. Укажите морфемный состав причастий.

3. Назовите части речи, использованные в предложениях первого абзаца.

4. Проведите синтаксический разбор второго предложения второго абзаца.


III. Выразительные возможности глагольной категории времени (упр. 432)

В случае затруднения учащихся слабого класса при выполнении второй части задания 1 упражнения 431 обратим их внимание на то, что использование при рассказе об уже произошедших событиях форм настоящего времени глагола «приближают» эти события к читателю, представляют их более ярко и выпукло, крупным планом, как будто разворачивающимися на его глазах.

Подчеркнём, что употребление в тексте форм одного времени и лица (ехал, лежал, жевал, вскакивал - еду, лежу, жую, вскакиваю) создает цельность.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 429 или 433; 2) повторить упр. 410.






Для любых предложений по сайту: [email protected]