Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цели:
1. Формирование умения рассказывать о союзе как части речи;
2. Закрепление умения находить союзы в тексте.
3. Закрепление умения работать с текстом.
4. Закрепление умения читать схемы и конструировать предложения по ним.
Ход урока
I. Синтаксическая разминка.
Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.
A. По-моему, эта сказка могла бы быть написана о Генрихе Шиллере.
Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами.
B. Куст расцвел потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.
Г. «Он обладал даром, сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему прикасался».
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Г, Б, А, В;
2) А, Б, В, Г;
3) Б, В, А, Г;
4) Б, А, В, Г.
2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки:
1) засохший - действительное причастие прошедшего времени;
2) среди - предлог, употребляется с родительным падежом;
3) расцвел - глагол совершенного вида;
4) даром - наречие.
3. В этом предложении есть союз:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.
Проверка. Объяснение.
II. Актуализация и углубление знаний.
1. Почему решили, что «потому что» - союз? Ответ проверьте по материалу § 23, с. 136-139. Что вы еще можете сказать об этом союзе? Связывает 2 части сложного, сложноподчиненного предложения (с. 137, п. 2), это подчинительный союз (с. 139, п. 2), обстоятельственный, со значением причины.
2. Упр. 306: выразительное чтение, нахождение союза, его характеристика (можно по цепочке или в группе).
3. Упр. 310: выполняется при использовании таблицы на с. 139. Прочитать по нескольку вариантов предложения, где это возможно. Записать предложения, выделяя союзы.
III. Творческое задание. Упражнение 315.
IV. Домашнее задание: упр. 312, из упр. 311 выписать три понравившихся предложения.