Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ - Урок 2
Цели:
1. Закрепление умения употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.
2. Формирование умения редактировать грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Записать на доске словосочетания из упр. 301.
2. Устно упр. 297: прочитать, озаглавить, назвать средства выразительности (олицетворения: верхушки вздрогнули, родник позванивает; эпитеты: аромат тонкий: метафора: овраг унизан дождем росистых ландышей).
II. Грамматическая разминка.
1. Задание: запишите словосочетания, правильно употребив предлог, где это нужно.
2. Устно составьте словосочетания:
• приплыть добраться достичь • препятствовать тормозить • восхищение уважение гордость • касаться прикасаться • тосковать скучать • гордиться радоваться |
берег движение подвиг космонавта стол вы успехи |
3. Сопоставительный анализ.
Определите, чем отличаются словосочетания каждой группы, запишите примеры.
Например,
4. Выборочный диктант.
• Выписать из предложений словосочетания таких моделей
1) Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг неповторимый, я бы сказал, речной аромат (3).
2) Земля снова двинулась нам навстречу. Она была красива, луг светился ярко и весело. Казалось, от него-то и светлеет вокруг (1).
3) Все боязливо стали осматриваться вокруг (1)
4) Косички у нее были заплетены вокруг головы (2).
5) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку (2).
6) Темные сизые сопки высились вокруг (1).
7) Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок (2).
«Уравняйте» столбики, придумав свои словосочетания.
• Объясните значение фразеологизмов обводить вокруг пальца, вокруг (нар.) да около. Определите часть речи слова «вокруг» в каждом словосочетании.
5. Анализ схем, предложений по этим схемам.
• Расшифруйте запись, приведите примеры или выпишите из предложений.
Какие положения схемы не проиллюстрированы? Придумайте предложение, в котором будет существительное «встреча» с предлогом «на».
• Разъясните различие в написании сочетаний в виду и ввиду, используя следующие схемы:
Записать предложения.
III. Домашнее задание: упр. 303 (4-5 предложений), упр. 305 - подготовиться к письму, записать без ошибок.