РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА - Урок 2

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА - Урок 2

Цели:

1. Формирование умения определять способ выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека.

2. Формирование умения вставлять фрагменты с описанием состояния человека в тексты-повествования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение своих мини-текстов с описанием.

Задание всем: определить, какое из описаний - о состоянии человека.

2. Упр. 783: устный анализ текстов.

Дополнительное задание: добавьте 1-2 предложения (устно) к каждому тексту с описанием состояния человека.

а) созвучным описанию среды;

б) противопоставленным описанию природы.


II. Речевая разминка.

1. Подберите синонимы к словосочетанию «я рассержен».

2. Подберите антонимы к словосочетанию «мне грустно».


III. Актуализация знаний.

1. Письменно, используя разные способы выражения, подберите слова, передающие состояние человека:

а) при переходе улицы в неположенном месте;

б) при возвращении домой позже разрешенного времени;

в) при получении за контрольную работу оценки «5»;

г) слушающего любимую медленную музыку.

2. Анализ текстов с описанием состояния человека. Упр. 487.

3. Изложение-миниатюра.

Задание: после прочтения текста запишите только те предложения, в которых говорится о состоянии человека или собаки (они отмечены *). По ходу чтения можно делать пометки, после каждого абзаца - небольшая пауза.

За три дня до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание матрос Кочнев, возвращаясь на корвет, заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе.

*Собака с тревогой взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько ласковых слов успокоили ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильнее.

Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. *Этот жест возбудил в собаке жадное внимание. Кочнев зашел в магазинчик и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и обрезки, купленные на свои копейки. *Он вспомнил в этот момент свою любимую собаку - овчарку Джека.

Через несколько секунд собака, все съев, вопросительно посмотрела на матроса. Он ласково свистнул. *Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

*Несчастный вид ее вызывал жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза.

*Наутро, разбуженная чисткой палубы, собака испугалась, в ужасе начала озираться, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашей.

Кочнев предложил матросам оставить собаку на корвете. *Предложение было принято, и они обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. *Все с раздумьем посмотрели на неказистую собаку. которая повиливала обрывком хвоста и благодарно лизала руки матросов.

- Окромя, как Куцый, никак его не назвать! - предложил кто-то. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».


IV. Домашнее задание: напишите несколько предложений, Р которых будет описано состояние собаки (в любой момент) и состояние матросов (в конце фрагмента). Упр. 488 устно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]