Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Цели:
1. Диагностика умения передавать текст, сохраняя его типологические и стилистические особенности.
2. Закрепление умения сжимать информацию, не нарушая при этом стилевого и смыслового единства.
Для изложения можно выбрать любой из двух предложенных вариантов текста.
I вариант
По отрывку из книги К. И. Чуковского «О Чехове» (упр. 499).
II вариант
По отрывку из повести Я. Н. Толстого «Детство» (глава ХIII «Наталья Савишна»).
С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Сантану, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?
Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».
В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривали: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих выли тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.
Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Ход уроков
1. Чтение отрывка. Определение стиля (публицистический - «О Чехове», художественный - «Наталья Савишна»). Докажите, что текст - характеристика. Перечислите основные черты, о которых говорят авторы.
• О Чехове: гостеприимный, компанейский (хоровой), веселый, любит природу и занимается ее преобразованием, страстно стремится к активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
• О Наталье Савишне: чудесное создание, любящая, умеющая слушать, домовитая, добрая и чуткая.
Записать эти черты на доске в столбик, как план.
2. Второе чтение. Медленное, с паузами после описания какой-то черты. Во время паузы - обсуждение, что можно сократить.
В первом и втором тексте - детали, раскрывающие, подтверждающие, объясняющие черты характера.
3. Орфографическая подготовка.
1-й текст: в каждом абзаце подчеркните несколько словосочетаний, орфография которых вызывает сомнения.
2-й текст: записать подчеркнутые слова и словосочетания на доске (можно по цепочке).
4. Третье чтение - обычное.
5. Написание изложения. Напомнить, что описание каждой новой черты - новый абзац.