Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Объяснительные диктанты
I
1) Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли... (М. Исаковский) 2) Луна — спутник Земли. 3) Своя земля и в горсти мила. (Пословица)
• Определите, какие значения имеет слово земля в записанных предложениях.
• Найдите по толковому словарю многозначное слово. Составьте и запишите с ним несколько предложений, которые будут раскрывать разные значения этого слова.
II
1) И старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдёт его. (А. Чехов) 2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)
• Какие значения имеет слово клад?
• В каком из записанных предложений слово клад употреблено в прямом, основном, значении, а в каком — в переносном значении?
(Ключ: В первом предложении слово “клад” употреблено в прямом (основном, исходном) значении, а во втором предложении — в переносном значении.)
• Составьте (или подберите из литературного произведения) предложения, в которых слова нос, золотой будут употребляться и в прямом, и в переносном значениях. (Ключ: Нос человека — нос корабля; золотое кольцо — золотые руки.)
III
1) Всему миру нужен мир. (Пословица) 2) Шёл я с сумкой за плечом, вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ. (Ф. Лифшиц) 3) Меня послали в огород за луковым пером. Смотрю, на грядках лук растёт, а перьев нет кругом... (Г. Новицкая)
• Подчеркните в записанных предложениях слова-омонимы, объясните их лексическое значение.
• Чем отличаются многозначные слова от омонимов? Как найти те и другие слова в толковом словаре? Составьте с тремя парами таких слов предложения.
IV
* * *
Вы — свет, а я похож на тьму,
Вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
(А.К. Толстой)
• Какие пары антонимов можно выделить в записанном четверостишии? Подчеркните антонимы. Какими частями речи они выражены?
• Какие из данных антонимов употреблены в стихотворении в прямом значении, а какие — в переносном?
• Какова роль антонимов в поэтическом тексте А.К. Толстого?
• Творческая работа. Попробуйте составить своё четверостишие, построенное на использовании антонимов.
V
1) Утро вечера мудренее. 2) Декабрь год кончает, а зиму начинает. 3) Стар гриб, а корень свеж. 4) Мир строит, а война разрушает. 5) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 6) Мужественный пеняет на себя, малодушный — на товарища. 7) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 8) Труд всегда даёт, а лень только берёт. 9) Добрая слава лежит, а худая бежит. 10) Корень учения горек, а плод — сладок. 11) На голове густо, а в голове — пусто. 12) Велик телом, да мал делом.
(Пословицы)
• Подчеркните в записанных пословицах антонимы. Укажите, какими частями речи они выражены.
• Какие значения имеет слово свежий? В каком значении употреблено это слово в пословице “Стар гриб, а корень свеж”?
VI
1) Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2) От смелого смерть бежит — враг перед храбрым дрожит. (Пословицы) 3) Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы. (Г. Сенкевич) 4) Передовик не тот, кто вперёд идёт, а тот, кто сам шагает и другим помогает. (Пословица)
• Найдите в записанных предложениях синонимы. Определите, какими оттенками значения они отличаются.
VII
1) Черёмуха эта росла не кустом, а деревом вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину. (Л. Толстой) 2) С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину. (И. Некрасов) 3) Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелёта маленькое существо весом около двадцати — двадцати пяти золотников/Л. Куприн) 4) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман. (И. Тургенев)
• Подчеркните в записанных предложениях устаревшие слова. Что они означают?
VIII
Слово о словах
Слова бывают разные — то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова — высокой доблести, и — самой низкой подлости...
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
(В. Полторацкий)
• Какие значения имеет слово зерно? Какой словарь поможет вам ответить на этот вопрос? В каком значении употреблено это слово в тексте стихотворения В. Полторацкого (в строке: “...засеять душу зёрнами”)?
• Многозначным или однозначным является слово нива в последнем предложении? В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте стихотворения?
• Рассмотрите внимательно таблицу и заполните её примерами из текста стихотворения В. Полторацкого.
Синонимы |
Антонимы |
||
языковые |
контекстуальные |
языковые |
контекстуальные |
Выборочный диктант
• Выпишите из диктуемых поэтических строк известных поэтов устаревшие слова в столбик. Объясните, что они означают. Имеют ли эти устаревшие слова синонимы в современном русском языке? Если имеют, запишите их.
1) На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит.
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
(А. Фет)
2) Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнём,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
(А. Фет)
3) Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений вольных быстроту,
И лёгкость ног, и силу длани.
(А. Пушкин)
4) Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела...
(А. Пушкин)
(Ключ: Ланиты — щёки; денница — утренняя заря; длань — рука, ладонь; брань — война, битва; перста — пальцы руки; чело — лоб; перловым — жемчужным (“перл” — в современном русском языке означает “нечто выдающееся, яркое, замечательное”).
Творческий диктант
• Запишите слова.
Яркий, школа, волчий, туча, яблоко, разбить, сухой.
• Составьте с записанными словами словосочетания так, чтобы одно и то же слово употреблялось бы сначала в прямом значении, затем — в переносном.
(Ключ:
Яркий свет — яркий талант;
здание школы — школа жизни;
волчий след — волчий аппетит;
разбить чашку — разбить надежды;
сухое бельё — сухой пересказ.)