Русский язык 7 класс - диагностические работы - 2017 год
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
позвонИт
каучУк
тОрты
повтОрит
2. В каком слове допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.
инженеры
двухтысячный (год)
их (вещи)
пара носок
3. В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
насл...ждение
заг...реть
г...ризонт
ар...матный
4. В каком слове написание приставки не зависит от звонкости или глухости последующего согласного? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
бе...сердечный
по...держка
ра...бежаться
чере...чур
5. Какое слово пишется с одной буквой Н? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
каме...ый
стари...ый
ю...ый
стекля...ый
6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова правильно.
(бело)розовый
(трех)летний
(кто)нибудь
(пол)тарелки
7. В каком примере НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Им в самом деле (НЕ)чего было бояться.
2) (НЕ)(у) кого было просить помощи.
3) (НЕ)хочется показаться грубым.
4) Река в этом месте вовсе (НЕ)глубокая.
Прочитайте текст. Выполните задания 8-16.
(1)Эволюция языка происходит на основе мельчайших изменений. (2)Этот процесс напоминает живую природу, рост, развитие, старение и увядание самого человека. (3)Смежные поколения (как считают учёные, это люди, которых разделяет примерно тридцать лет) обычно мало чем отличаются в языковом отношении. (4)Больше различий уже у дедов и внуков, и не только в наборе слов, но и в произношении, ударении, грамматике.
(5)Меня, например, долго удивляло, почему моя бабушка, окончившая классическую гимназию в начале XX века, упорно, как ни старались её поправлять, произносила библиОтека. (6)Много позже я узнал, что такое неправильное теперь ударение просто считалось нормативным прежде, оно встречается у Пушкина и других поэтов — его современников.
(7)И таких слов, постепенно изменивших место ударения, не десятки, а сотни!
(По К. Горбачевичу)
8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.
1) Изменения постепенно накапливаются в языке и становятся основой его эволюции.
2) Смежные поколения значительно различаются в языковом отношении, поэтому им трудно понять друг друга.
3) Различия в речи разных поколений проявляются не только в наборе слов, но и в произношении, ударении, грамматике.
4) Многие слова русского языка со временем изменили место ударения.
9. В каком значении употребляется в тексте слово ЭВОЛЮЦИЯ? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
1) развитие на основе постепенного накопления признаков
2) исчезновение различий
3) коренные изменения, переворот в жизни общества
4) восстановление, возобновление
10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима? Выпишите номер правильного ответа.
1) 2
2) 4
3) 6
4) 7
11. Из предложения 6 выпишите слова, образованные приставочным способом.
12. Из предложений 1-3 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.
13. Из предложения 7 выпишите словосочетание, соответствующее схеме:
14. Сколько грамматических основ в предложении 6? Напишите соответствующую цифру.
15. В каком(-йх) предложении(-ях) первого абзаца запятые разделяют однородные члены? Напишите номер(-а) предложения(-ий).
16. Как вы понимаете выражение: “Язык есть явление развивающееся”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке в области орфоэпии (нормативного произношения).
ВАРИАНТ 2
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.
алфавИт
досУг
тортЫ
облегчИть
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.
поезжайте
шоферы
(нет) чулок
ихний
3. В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
разж...гать
оз...ренный
п...рамида
погл...щать
4. В каком слове написание приставки зависит от ее значения: “приближение”? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
по...бежать
пр...сесть
пр...града
пр...нести
5. Какое слово пишется с одной буквой Н? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
посторо...ий
деревя...ый
румя...ый
осе...ий
6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.
(северо)запад
(кое)с чем
(сельско)хозяйственный
(темно)синий
7. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Им в самом деле (Не)кому рассказать об этом.
2) Это был (Не)взрачный человечек маленького роста.
3) (Не)могу отказать вам в просьбе.
4) Река в этом месте (Не)глубокая, но широкая.
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.
(1)В русском языке есть немало слов, которые со временем изменили свое лексическое значение. (2)Например, слово вратарь обозначало когда-то монаха, который был стражем у входа в монастырь. (3)Со временем такого сторожа стали называть привратником, а много веков спустя слово вратарь обрело новую жизнь и теперь обозначает игрока спортивной команды, защищающего ворота.
(4)Множество слов утрачено языком, но на их основе образованы другие. (5)Следы древнего существительного коло (“круг, что-то вращающееся”) находим в словах колесо, околица, коловорот, колея и др. (6)От старинного слова здо (“глина, стена из глины”) образованы хорошо известные нам слова здание, создать, зодчий. (7)А слова лопата, лопух, лопасть появились на основе исчезнувшего существительного лоп — “лист”.
(8)Вот почему Н.В. Гоголь когда-то сказал о русском языке: “Живой как жизнь”.
(По материалам учебника “Русский язык” С. И. Львовой и В. В. Львова)
8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.
1) Словом “вратарь” в старину называли монаха, охраняющего вход в монастырь.
2) В русском языке нет слов, со временем изменивших свое значение.
3) Слово “здание” образовано от утраченного современным языком слова “здо”.
4) Лексика языка постоянно обновляется: на месте утраченных слов появляются другие.
9. В каком значении употребляется в тексте слово КОМАНДА? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
1) устный приказ установленной формы
2) автоматически передаваемый сигнал
3) отряд, воинское подразделение
4) спортивный коллектив
10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова? Выпишите номер правильного ответа.
1) 2
2) 3
3) 6
4) 7
11. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
12. Из предложений 1-3 выпишите существительное, которое не имеет формы единственного числа.
13. Из предложений 1-2 выпишите словосочетания, соответствующие схеме:
14. Сколько грамматических основ в предложении 4? Напишите соответствующую цифру.
15. Во втором абзаце найдите сложное предложение, в котором запятая разделяет его части. Напишите номер этого предложения.
16. Как вы понимаете выражение: “Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа” (И. Срезневский)? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в лексике языка.
ВАРИАНТ 3
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.
квартАл
щАвель
чЕрпая
свЁкла
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.
пятьюстами (рублями)
(много) яблок
поезжай
более лучший
3. В каком слове пропущена непроверяемая безударная гласная корня? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пост...реть
заг...релый
уп...раться
ф...нтазия
4. В каком слове написание приставки зависит от ее значения: “неполное действие”? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пр...дательский
пр...сесть
пр...града
пр...нести
5. Какое слово пишется с двумя буквами Н(НН)? Выпишите это слово, вставив пропущенные буквы.
серебря...ый
стекля...ый
румя...ый
кожа...ый
6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.
(ярко)красный
(железно)дорожник
(кое)о чем
(пол)апельсина
7. В каком примере НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
И туман, и (Не)погоду осень поздняя несет.
(Не)хватает времени прочитать все книги домашней библиотеки.
Бывает, что (Не)(у) кого просить помощи.
Река в этом месте вовсе (Не)глубокая.
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.
(1)Язык — это живой и беспрерывно изменяющийся организм, в котором все находится в постоянном движении и развитии.
(2)Со временем исчезают или видоизменяются звуки, слова, грамматические формы. (3)Исторический анализ языковых фактов открывает удивительные подробности. (4)Учёные выяснили, что в древнерусском языке, например, было не два числа, а три: единственное, множественное и двойственное. (5)Сегодня мы считаем, что в словосочетании два брата существительное стоит в форме родительного падежа единственного числа, и не подозреваем, что это бывшая форма двойственного числа. (6)Вспомним пушкинское: Глядь, поверх текучих вод Лебедь белая плывет... (7)А ведь мы прекрасно знаем, что в современном языке слово лебедь мужского рода. (8)Эти и многие другие примеры подтверждают, что язык — явление живое, развивающееся.
(По материалам периодической печати)
8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.
1) Слова, звуки, грамматические формы с течением времени изменяются.
2) В древнерусском языке было, кроме единственного и множественного, еще и двойственное число.
3) Исторический анализ позволяет выявить много интересного о языковых фактах.
4) Следы форм двойственного числа не сохранились в современном русском языке.
9. В каком значении употребляется в тексте слово АНАЛИЗ? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
1) определение состава вещества
2) всестороннее рассмотрение
3) метод исследования
4) рассмотрение явления по частям
10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью союза, частицы и лексического повтора? Выпишите номер правильного ответа.
1) 2
2) 4
3) 7
4) 8
11. Из предложения 2 выпишите слово, образованное сложением основ.
12. Из предложений 3-4 выпишите качественное прилагательное.
13. Из предложений 2-3 выпишите словосочетания, соответствующие схеме:
14. Сколько грамматических основ в предложении 1? Напишите соответствующую цифру.
15. Среди предложений 1-3 найдите такое, в котором запятая разделяет однородные члены. Напишите номер этого предложения.
16. Как вы понимаете высказывание известного поэта С.Я. Маршака: “Язык изменчив, как изменчива сама жизнь”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке на грамматическом уровне.
ВАРИАНТ 4
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.
понялА
партЕр
полОжить
цемЕнт
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.
торты
(нет) носков
ихний
клади (на место)
3. В каком слове пропущена чередующаяся безударная гласная корня? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
посм...треть
г...ризонтальный
пост...лить
п...рочинный (нож)
4. В каком слове написание приставки не зависит от ее значения? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
и...следователь
не...гораемый
ра...пустить
прево...нести
5. Какое слово пишется с двумя буквами Н(НН)? Выпишите это слово, вставив пропущенные буквы.
серебря...ый
гуси...ый
олов...ый
песча...ый
6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.
(древне)русский
(юго)восток
(кое)что
(железо)бетонный
7. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Сестра напомнила о (Не)давнем разговоре.
2) (Не)доуменье овладело всеми в зале.
3) Дом у реки был (Не)большой, но чистый и уютный.
4) (Не)(с) кем поделиться новостями.
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.
(1 Современный русский алфавит не появился внезапно. (2)На протяжении тысячи лет он постепенно складывался на основе кириллицы — азбуки, созданной просветителями Константином (Кириллом) и Мефодием для перевода греческих богослужебных книг на славянские языки.
(3)Алфавит часто сравнивают с таблицей умножения: его тоже нужно знать назубок. (4)Только если дважды два всегда было четыре, то буквы на протяжении своей истории меняли начертание и значение. (5)Современные названия русских букв — “а”, “бэ”, “вэ” — стали употребляться чуть более века назад. (6)До этого каждая буква кириллицы имела свое название, данное по слову, которое с нее начиналось: А — “азъ” (“я”), Б — “буки” (“буква”), Д — “добро”, П — “покой”. (7)Хотя старые названия букв теперь не употребляются, многие из них продолжают жить в русском языке в поговорках, пословицах и устойчивых выражениях.
(По материалам Интернета)
8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.
1) Современный русский алфавит складывался в течение веков.
2) В основе современного русского алфавита лежит кириллица.
3) Названия и начертания букв алфавита с течением времени не меняются.
4) Старинные названия букв сохранились в пословицах, поговорках, фразеологизмах.
9. В каком значении употребляется в тексте слово ЯЗЫК? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
1) речь, способность говорить
2) подвижный мышечный орган в ротовой полости человека и животных
3) народ, нация
4) исторически сложившаяся система знаков (единиц) для общения
10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Выпишите номер правильного ответа.
1) 2
2) 4
3) 6
4) 7
11. Из предложения 2 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
12. Из предложения 6 выпишите определительное местоимение.
13. Из предложений 3-5 выпишите словосочетание, соответствующее схеме:
14. Сколько грамматических основ в предложении 7? Напишите соответствующую цифру.
15. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором запятая разделяет части сложного предложения. Напишите номер этого предложения.
16. Как вы понимаете смысл высказывания современного лингвиста К. Горбачевича: “Изменение — это неизбежный спутник языковой истории”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке в области графики.